Рядовые держатели счетов могут получить, как известно, сразу 700 тыс рублей. Правда, дадут после проведения банкротства еще 300 тыс. рублей. Но придется подождать года два.
Однако у многих держателей средств в банках-банкротах хранилось гораздо больше. Например, у тех, кто откладывал деньги на крупную покупку — квартиру, дачный участок, машину. Либо только что продал что-то дорогое. В небольших региональных банках хранили деньги представители малого и среднего бизнеса — через такие структуры было удобно выплачивать оклады своим работникам или оперировать со средствами на повседневные рабочие нужды.
После возвращения 700 тыс. физические лица становятся практически в конец очереди — первым остальные деньги получает бюджет, например, в качестве задолженности по налоговым выплатам, потом АСВ, затем юридические лица, в частности, государственные банки, в которых кредитовались обанкроченные финансовые институты, и только потом рядовые вкладчики.
На практике, АСВ получает гораздо больше, чем физические лица. Агентству необходимо постоянно пополнять свои фонды, чтобы компенсировать потерянные вклады «физиков». В случае с банком «Пушкино» АСВ претендует на получение из конкурсной массы 20 млрд рублей, тогда как общая сумма вкладов физлиц составляет 3 млрд.
По понятным причинам, последних это не устраивает. Для таких вкладчиков даже прибавка в 300 тыс рублей не ликвидирует дефицита свободных средств или не вернет деньги за проданную недвижимость.
Дабы ускорить процесс и изменить процедуру выплаты средств физическим лицам инициативная группа вкладчиков из нескольких банков, потерявших недавно лицензию («Холдинг-Кредит», «Пушкино», «Мастер-банк», «Витас», АМТ–банк, «Смоленский», Банк проектного финансирования и Инвестбанк) обратилась к президенту Владимиру Путину с просьбой внести соответствующие поправки в законодательство.
Вкладчики просят повысить размер компенсации — сумма колеблется от 4,8 млн до 8,8 млн рублей. Кроме того, они хотят добиться закона, который бы обеспечил максимальное погашение долгов обанкроченных банков перед физическими лицами. Средства должны поступать из конкурсной массы — остатков на счетах разорившихся кредитных организаций, а также продажи собственности, в частности, долгов перед самими банками-банкротами. АСВ в таком законе отодвигается на второй план.
Ранее свои предложения вкладчики адресовали нескольким государственным организациям, в том числе, АСВ и ЦБ и получили ответы. В частности, Банк России проинформировал, что поправки об изменении очередности выплат прорабатываются и скоро должны быть внесены в правительство.
Однако независимые эксперты, опрошенные «МК», считают, что инициатива вкладчиков будет вряд ли реализована по ряду причин. Государство пытается монополизировать банковский сектор. В частности, активно продвигается законопроект о снижении порога расчета по наличным сделкам сначала до 600 тыс, а потом — до 300 тыс рублей. На такие деньги можно приобрести самое недорогое авто. Однако, чтобы его купить, нужно будет сначала положить средства в банк. В нестабильной ситуации на рынке вкладчики предпочитают государственные структуры, которым это позволяет получить дополнительную ликвидность.
Кроме того, по словам директора Института банковского дела Высшей школы экономики Василия Солодкова, на самом деле никаких международных стандартов предельного размера страхового возмещения по вкладам граждан не существует. В каждой стране порог разный. В Японии — $50 тыс, в Европе — 100 тыс евро, в США — $250 тыс.
«Предельный размер страховки, который под силу АСВ — это 1,5 млн рублей. На такой цифре остановились профильные ведомства. Правда, обсуждалась она еще до того того, как начался массовый отзыв лицензий у банков», — полагает Солодков.
Эксперт «МК»:
Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:
«Мировой опыт показывает, что если страховать большие суммы, то это, так или иначе, приводит к безответственному поведению банков и вкладчиков. Все это в итоге отражается на страховой системе. Нормально, что у нас сумма ограничена, так как вкладчики должны сами чувствовать ответственность при выборе банка, которому они доверяют свои деньги.
Ограничивая сумму страхового возмещения мы заставляем вкладчиков внимательнее и серьезнее относится к выбору, который они делают, распоряжаясь своими средствами.
Нет какой-то общемировой цифры предельного размера страховых выплат, в разных странах эти суммы отличаются, тем не менее, очевидно, что сумма в $250 тыс ничем не обоснована. Я считаю, что нельзя резко повышать нынешнюю планку страховых выплат. Цифру в 1 млн рублей еще можно рассматривать, но выше она быть не должна».