Последние два года были особенно тяжелыми для российской космонавтики. Хотя поначалу казалось, что, напротив, дела должны пойти в гору. В апреле 2011 года руководителем главного космического ведомства страны — Роскосмоса — был назначен Владимир Поповкин. Именно он должен был, начав реорганизацию, поднять отрасль на космические высоты — и в прямом, и в переносном смысле. Но вместо этого за последние полтора года российская космонавтика если и выбилась в лидеры, то только по количеству внутрикорпоративных конфликтов. Тут палитра огромна: от провальных запусков до отставок ведущих профессиональных топ-менеджеров ключевых предприятий. Судя по всему, в Роскосмос из военного ведомства (бывшего места работы) новый руководитель привнес именно те методы, за которые так критикуют бывшего министра обороны.
Прошедший год вообще можно назвать рекордным по количеству провалов. В январе в Тихий океан рухнул «Фобос-Грунт» — автоматическая межпланетная станция стоимостью 5 млрд рублей, один из самых дорогостоящих проектов за всю историю отечественной космонавтики. В декабре на неопределенное время был отложен запуск ракеты-носителя «Рокот» из-за сбоя работы разгонного блока «Бриз-КМ». Проблемы с разгонным блоком явились причиной еще одного проблемного и многократно откладываемого запуска аппарата «Ямал-402». По той же причине не удалось вывести на расчетную орбиту и космические аппараты «Экспресс-МД2» и «Телком-3». Складывается впечатление, что ни год — то сплошные катастрофы, и это там, где раньше все делалось с ювелирной точностью. По словам самого же Владимира Поповкина, «в 2012 году было проведено 28 пусков, выведено на орбиты 35 космических аппаратов». Для сравнения: в 2011 году РФ осуществила 32 запуска. «Но нужно учитывать, что и объем глобального рынка запусков несколько уменьшился за последнее время. … да и потребность в пусковых услугах уменьшилась», — сообщил Владимир Поповкин в одном из своих интервью.
Впрочем, ссылка на общемировую тенденцию по сокращению потребностей в пусковых услугах, полагаю, выглядит как минимум несостоятельно. Потребность, может быть, и сократилась, что, однако, не объясняет причину рекордного количества неудачных пусков.
Истинной причиной многочисленных неудач скорее всего стало то, что главе Роскосмоса, похоже, было просто некогда вникать в реальные проблемы отрасли. Весь прошедший год он скорее был озабочен кадровыми перестановками на ведущих предприятиях, а также созданием такой организационной структуры, которая фактически позволила бы Роскосмосу получить прямой контроль над всеми ключевыми производствами. Речь идет о создании под эгидой Роскосмоса некой управляющей компании, которой планируется передать «Центр Хруничева» и «ЦСКБ Прогресс», а также об изъятии «НПО Энергомаш» из-под управления «РКК Энергия». Если развитие событий пойдет по этому плану, то в итоге отрасль фактически будет монополизирована, а безраздельный контроль над ней может оказаться в руках Роскосмоса.
«Это убьет конкуренцию в отрасли, приведет к монополизации производства ракет-носителей», — переживает президент «РКК Энергия» Виталий Лопота.
Очевидно, именно для того, чтобы топ-менеджеры ведущих предприятий не мешали заполучить безраздельный контроль, в 2012 году Роскосмос начал проводить «кадровые перестановки». Так, из отрасли уже ушли глава Центра им. Хруничева Владимир Нестеров, а также генеральный конструктор ОАО «Российские космические системы» (РКС) Юрий Урличич.
Все дело в том, что сразу по приходу Владимира Поповкина Роскосмос взял курс на борьбу с коррупцией. В рамках этого «проекта» ведомство тут же инициировало проверку расходования средств, выделяемых на реализацию федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС). По итогам якобы выяснилось, что РКС распределяла заказы на выполнение работ по ГЛОНАССу между своими дочерними предприятиями.
Складывается впечатление, что все это «расследование» скорее всего не что иное, как попытка сменить руководство РКС. «Вы начали с назначения незаконной проверки деятельности нашей организации: назначили комиссию по проверке ценообразования … Содержащиеся в Заключении этой комиссии утверждения … не соответствуют действительности, что подтверждено вступившими в силу и проверенными в кассационном порядке решениями судов за периоды 2005—2006, 2007 и 2008 годы (всего 9 решений судов)… Авторы текста Заключения поступили очень просто. Выписали из решения Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-103349/10-4-544 от 11 января 2011 года утверждения налоговой инспекции, которые указанным решением отменены как необоснованные и незаконные, и представили их как свои выводы», — написал в открытом письме главе Роскосмоса замдиректора РКС Иван Голуб.
История с проверками по расходованию средств, выделяемых на ГЛОНАСС, выглядит тем более двусмысленно, если вспомнить, что до прихода в Роскосмос Владимир Поповкин занимал пост замминистра обороны, где курировал военный космос и оборонзаказ. Итоги этого «кураторства» весьма неутешительны: полностью развернуть ГЛОНАСС до сих пор так и не удалось. Сейчас Следственный комитет всесторонне расследует коррупционный скандал в Минобороне. Но Поповкина это, судя по всему, не смущает.
Что касается нынешней кадровой политики, проводимой главой Роскосмоса, то пресс-секретарем самого Поповкина, то есть «говорящей головой» всего ведомства, стала бывшая модель Анна Ведищева. При этом девушка никогда раньше не работала ни в PR-структурах, ни тем более в космической отрасли. О том, какие именно задачи призван решать пресс-секретарь с такой трудовой биографией, можно только догадываться.
Зато с таким пресс-секретарем Поповкин запросто может стать звездой светской хроники. После празднования 8 Марта в прошлом году СМИ сообщали о том, что глава главного космического ведомства страны оказался в больнице с рваными ранами головы. По словам представителя пресс-службы Роскосмоса, 7 марта Поповкин «в связи с ухудшением состояния здоровья был доставлен в медицинское учреждение — госпиталь Бурденко, где ему была оказана первая медицинская помощь».
Не так давно правительство одобрило программу по развитию на 2013—2020 годы. Общий объем запланированных бюджетных ассигнований составит более 2 трлн рублей.
В этой связи выглядит неудивительным тот факт, что глава Роскосмоса сегодня максимально пытается монополизировать отрасль, сосредоточив в своих руках все возможные рычаги влияния. «Задачи поменять всех руководителей у нас, конечно, нет, но в целом могу сказать, что и в следующем году (2013 — Ред.) предполагаются замены», — сообщил Поповкин в одном из своих интервью. О том, какие «профессионалы» придут на смену нынешним руководителям предприятий, можно только предполагать. Открытым остается вопрос о том, по какому пути в итоге пойдет реформирование отрасли и можно ли надеяться, что Россия вернет себе лидерские позиции в космосе.