Недавно довелось побывать в Вологде на крупнейшем в России форуме “Лес и человек” и выставке “Российский лес”. Туда, кстати, для презентации новой законодательной инициативы о запрете экспорта кругляка прибыла и председатель соответствующего комитета Госдумы Наталья Комарова. Спрашивается, что может быть более традиционно экспортным и сырьевым товаром для нашей страны, чем лес, который гнали в ту же Европу задолго до открытия нефти и ее производных? Разве что пенька. Но и она тоже имеет к лесу отношение.
Нет, выставка и форум были традиционные: представительные, с непременными песнеплясками а-ля рюс, с обязательным официозом. 220 участников из 26 субъектов Федерации и 10 иностранных государств. Деловое жужжание на стендах с утра до вечера. Речи о задачах и проблемах на самом форуме — кстати, весьма дельные и конкретные, в которых находилось место и для оценок сделанного (например, по созданию в кризис новых рабочих мест), и для перспективных планов: создания лесных плантаций, перехода к передовым технологиям выборочной рубки. Об этом и говорить, наверное, вряд ли бы стоило, если бы не конкретные примеры из жизни компаний реального сектора и не такие участники, которые не строят теоретические модели, а руководят предприятиями, грубо говоря, по-инновационному.
Вот, например, компания, которую возглавляет Александр Павлович Дьяченко. Производит среди прочего биотопливо — пеллеты (древесные топливные гранулы) — и поставляет на экспорт. Вообще, производство биотоплива — это еще и один из экологически безопасных и безотходных способов утилизации отходов лесной промышленности.
— Эка невидаль, — может сказать читатель, который более-менее в теме, — сейчас на Вологодчине таких компаний пруд пруди. Там же леса немерено и отходов выше крыши — щепы и прочего. А в чем изюминка?..
А изюминка, дорогие и уважаемые, в том, что компания г-на Дьяченко работает в Краснодарском крае. В котором можно неделю ходить по полям в поисках ближайшего лесочка. И не найти его.
Так на чем тогда г-н Дьяченко делает свой бизнес? Оказывается, на защитных лесополосах, высаженных еще во времена СССР. Большая часть которых доживает свой век и должна быть утилизирована. По расчетам Дьяченко, только в 5 южных субъектах РФ, в том числе в Краснодарском крае, Ростовской, Воронежской и т.д. областях, объем подлежащей утилизации древесины может составить до 400 млн. кубов. А еще есть солома, подсолнечная шелуха и царь южнорусской растительности — камыш. Которые также годятся для производства пеллет.
Или еще одно открытие — это уже компания из Вологды. К стыду своему, должен признаться, что я и не подозревал о таких технологиях работы с древесиной. Полагаю, что и в нашем славном правительстве об этом также знают немногие. Древесина, прошедшая специальную термообработку при температурах от 185 до 230 градусов по Цельсию, приобретает совершенно иные свойства и качества: не усыхает, не коробится, не трескается, не гниет в воде и т.д. Даже микроорганизмам она не по зубам.
А еще несколько человек из разных городов объединились в компанию, чтобы дать свой ответ на вызовы кризиса. Их товар — компьютерная программа для самостоятельного проектирования деревянных домов. Не надо никаких специализированных организаций. Покупаете программу, задаете параметры — и вперед. Компьютер по заданному алгоритму выдаст на-гора готовый проект. Не знаю, как для частников, а для небольших организаций, занятых в сфере малоэтажного строительства, — очень приемлемое решение, которое предлагают несколько высокообразованных людей.
Эти компании — совершенно разного уровня, их обороты различаются в тысячи раз, в них работают от буквально нескольких человек до нескольких сотен, а то и тысяч сотрудников. Но всех их отличает одно качество: нестандартность, незашоренность взглядов их руководителей.
Можно еще перечислять и перечислять все новинки и продукты, которые предлагались на выставке в Вологде. Я выбрал вышеперечисленные три примера лишь для того, чтобы стало понятно, что их преимущества — всего лишь сочетание ума, приложенного к имеющемуся спросу. Способность сделать товар или продукт там, где до тебя с плачем уже прошли десять человек — и ни один из них не увидел кошелька под ногами.
Впрочем, такие инноваторы есть не только в провинции. В Москве, например, одна столичная фирма придумала технологию подогрева крыш, предотвращающую образование наледи и сосулек на крышах домов. Еще одна любопытная разработка — т.н. активный огнегасящий состав. Это специальные микрокапсулы, которые можно подмешивать в краску. Если такой краской покрасить стену, она будет защищена от пожара: как только вспыхнет огонь — сработают огнегасящие микрокапсулы. За счет нагрева специальное вещество в них взрывается и гасит пламя за несколько секунд — даже тления нет. Такой краской хорошо обрабатывать опасные места, где может произойти короткое замыкание, например распределительные щитки. На испытаниях подожгли ящик с горючими материалами, покрашенный краской с огнегасящим составом. Ящик моментально погас. А ведь такой краской можно красить стены в детских садах, домах ребенка, интернатах, домах престарелых…
Год назад в материале “Посмотри вокруг себя” я писал об одном изобретателе ветряка для электродвигателя. Эта конструкция может быть востребована в фермерских хозяйствах и на небольших предприятиях. С тех пор кризис только обострил необходимость в такого рода мозгах.
Как говорил профессор Преображенский, разруха начинается не в клозетах, а в мозгах. Кризис привносит в нашу жизнь разруху. И, похоже, бороться с ним надо в первую очередь собственным интеллектом. Иначе ничего хорошего нам не светит ни в большой экономике страны, ни в своей собственной маленькой семейной.
Конечно, не каждый может быть таким Дьяченко. Но, может, хотя бы попытаться им стать на своем рабочем месте? Глядишь, что-нибудь и получится, ко всеобщей-то выгоде.