Угадать, что будет с долларом, сродни гаданию на кофейной гуще. В последнее время его бросает то в жар, то в холод. Тем не менее уважение к доллару, глядя на то, как наши власти издеваются над рублем, прочно засело в подсознании многих россиян. “США выгодно отличаются от еврозоны и Японии гибкой денежной политикой и более либеральным регулированием экономики. Там исключительно развита культура инноваций, венчурного инвестирования и развития новых технологий. Именно поэтому в последние 20 лет Америка лидировала по росту производительности труда среди развитых стран. Именно это делает американские активы привлекательными для внешних инвесторов и помогает поддерживать огромный профицит по счету капитала”, — отметил руководитель управления аналитических исследований УК “Уралсиб” Александр Головцов.
Действительно, действия ФРС всегда оперативны: любая проблема решается, можно сказать, “за чашечкой утреннего кофе” между президентом США, главами ФРС и Минфина. О финансовой дисциплине в Евросоюзе можно только мечтать. ЕС напоминает скорее евроколхоз, где каждый “колхозник” живет по принципу “своя рубашка ближе к телу”. Особой вольностью в соблюдении договоренностей с партнерами отличаются Италия и Греция, которые уже давно не выдерживают установленные еврокомиссарами лимиты дефицита бюджета. Камнем на шее у ЕС висят страны Восточной Европы. Чтобы поддержать на плаву экономику Латвии, Литвы, Венгрии, Румынии, Болгарии & Company, ЕЦБ вынужден печатать тонны евровалюты. В условиях, когда каждый полунезависимый вассал играет свою игру, глава ЕЦБ вынужден действовать крайне жестко. Но многочисленные операции по закручиванию гаек бьют по репутации евро на мировом валютном рынке.
Другой потенциальный резервист — Китай — пока сильно уступает по масштабам экономики, емкости финансовых рынков, а самое главное — слишком серьезно зависит от экспорта в те же США. “Благодаря гибкой денежной политике американский рынок одним из первых выходит из кризиса, что стимулирует приток внешнего капитала и поддерживает спрос на доллары. В случае же нового витка глобального спада многим участникам мирового рынка опять же понадобится американская валюта, поскольку именно в ней номинирована значительная доля долгов”, — говорит Головцов. По его оценке, к доллару фактически привязана половина российского импорта, в частности, из стран Азии и Латинской Америки. Импорт прямо или косвенно составляет около трети в нашей потребительской корзине, причем часто это как раз товары длительного пользования — автомобили, мебель, бытовая техника. “Поэтому абсолютно логично держать значительную долю сбережений в иностранной валюте, и доллар — самая подходящая валюта для этих целей. Еще большего эффекта можно добиться, инвестируя часть денег в предприятия, реализующие свою продукцию за американскую валюту. Самым эффективным инструментом для этого являются ПИФы металлургической отрасли”, — считает Головцов. Верит в ближайшее будущее доллара и аналитик Евгений Пикалов. По его мнению, частным инвесторам более всего подходят долларовые депозиты.
Специалисты обращают внимание на то, что в период активной фазы кризиса доллар не обесценился, а, напротив, резко вырос, притом что США находились в самом эпицентре финансового торнадо. Как считает руководитель аналитического отдела ГК “Альпари” Егор Сусин, это произошло из-за нескольких факторов: во-первых, сказался кризис в кредитном секторе. Именно в долларах было выдано наибольшее количество кредитов в мире, при этом значительные объемы — это краткосрочное кредитование. Когда кредитная система была парализована, эти кредиты не было возможности рефинансировать, в результате резко вырос спрос на американскую валюту. Во-вторых, капитал устремился в самые безопасные активы. А ими до сих пор считаются обязательства Казначейства США. В-третьих, произошла репатриация капиталов американцами. За второе полугодие 2008 года субъекты американской экономики вывели $170 млрд. из зарубежных активов. В-четвертых, спад потребительской активности спровоцировал резкое сокращение импорта в США.
“Фактически доллар выигрывал от ухудшения ситуации в мировой экономике: чем хуже была ситуация, тем сильнее росла американская валюта. С легкой руки экономистов банка Morgan Stanley этот эффект назвали “улыбкой доллара”. В мировой экономике все процессы взаимосвязаны, потому кризис развивался лавинообразно, доллар вырос практически против всех валют, кроме японской иены (японцы также репатриировали свои капиталы)”, — пояснил аналитик.
На данный момент мировую финансовую систему накачали огромными объемами ликвидности, только американские банки имеют в своих активах около триллиона долларов наличности, которую некуда применить. Нынешний рост на финансовых рынках (акции, нефть и прочие товарные рынки) во многом вызван этой самой излишней ликвидностью. Значительная часть долларовой эмиссии сейчас не работает в экономике, банки держат свободные средства на счетах в ФРС, вместо того чтобы кредитовать потребителя. Население не склонно брать кредиты и их тратить, на фоне высокой безработицы банки также не могут раздавать кредиты всем подряд и резко ужесточили кредитование. В этих условиях потребление будет сокращаться и далее, что окажет поддержку американской валюте.
“Краткосрочно доллар может начать укрепляться осенью, ФРС в октябре завершает программу выкупа облигаций Казначейства США (по сути, это была прямая долларовая эмиссия), также начато сворачивание программы Term Auction Facility (срочные кредитные аукционы, на которых банки имеют возможность занимать у ФРС деньги на условиях полного обеспечения, в качестве которого могут приниматься и низкорейтинговые ипотечные бумаги). Эти действия говорят о том, что американские власти будут достаточно жестко действовать в случае возникновения риска инфляции и риска падения доллара”, — говорит эксперт. По его мнению, именно доллар и иена могут оказаться фаворитами в последние месяцы текущего года.
На днях власти США опубликовали новый прогноз по суммарному дефициту бюджета до 2019 года, в котором повысили размер дефицита до $9 трлн. По оценке конгресса, уже в этом году госдолг США увеличится до 54% ВВП, а к 2019 году достигнет 68% ВВП. Поскольку на внешних рынках кредиторы, готовые добровольно закрыть грудью эту огромную бюджетную дыру, вряд ли найдутся, бороться с дефицитом американцам придется с помощью высокой инфляции и налогов. Более того, крупнейшие держатели американских ценных бумаг начали по-тихому выходить из долларовых активов. Китай сократил свои объемы вложений в гособлигации США до $776,4 млрд. в июне с $801,5 млрд. в мае. Готовится сократить долю доллара в резервах страны и Индия. После серии неудачных переговоров с Вашингтоном Пекин отказался от идеи создания новой мировой валюты и взял курс на перевод всех внешнеэкономических сделок в юани. По оценкам экспертов, реализация этих планов приведет к очередному обвалу курса доллара. “Нельзя бороться с силами природы: все понимают, что доллар ожидает ослабление”, — пояснила “ЭВ” главный экономист Citigroup по России и странам СНГ Элина Рыбакова.
“Из-за высоких рисков доллар больше не может оставаться надежным средством сбережения”, — считает нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц. По его словам, роль доллара как надежного средства сбережения сомнительна, поскольку степень риска для этой валюты очень высока. Сомнения по поводу надежности американской валюты высказал и инвестор-миллиардер Уоррен Баффет, один из главных спонсоров Барака Обамы на выборах президента США. “Как бесконтрольный выброс углекислого газа приводит к таянию ледников, так неконтролируемая эмиссия долларов — к снижению покупательской способности валюты”, — заметил Баффет. По мнению этих американских миллиардеров, власти США включили печатный станок для покрытия бюджетной дыры, что грозит обесценить доллар.
Разумеется, у доллара масса недостатков, в один голос заявляют и российские, и зарубежные эксперты. Однако более подходящей резервной валюты на горизонте пока не видно. Перефразируя известный афоризм Уинстона Черчилля про демократию, можно сказать, что “доллар — это, безусловно, плохая валюта, но остальные — еще хуже”.