Хранители народных традиций

Какую поддержку получают московские ремесленники?

Ремесленники — люди, сделанные из особого теста. Во-первых, потому, что выбирают себе работу раз и навсегда. Во-вторых, потому, что относятся к своему делу фанатично, невзирая на то, приносит оно большие деньги или совсем крохи. В-третьих, мировая практика показывает, что ремесленники меньше всего подвержены кризисам, экономическим спадам: они всегда при деле, которое им по сердцу. Тем не менее сейчас у столичных ремесленников непростые времена. И Московская палата ремесел придумала ряд предложений, которые подогрели бы интерес к ремесленникам и народным мастерам.  

Московская палата ремесел появилась в столице 10 лет назад, и за эти годы ремесленничество прошло колоссальный путь. Сложно поверить, что в лихие 90-е шли ожесточенные споры: а нужно ли оно вообще, это ремесленничество?  

— В странах с развитой экономикой таких вопросов даже не возникает, — говорит президент Московской палаты ремесел Леонид Кошелев. — В Германии, например, целое сословие ремесленников, которое живет по устоявшимся правилам. Там ремесленничество не только уважают — им восхищаются, относятся с трепетом, это же национальное достояние! В этих изделиях — традиции и история страны. Ремесленников там боготворят, и государство оказывает им всяческую поддержку. Россия, имея огромный творческий потенциал, к своим национальным достояниям относится бездарно и расточительно.  

По мнению Кошелева, слово “ремесленничество” давно стало интернациональным. Сегодня и в России, а особенно в Москве, к людям, которые занимаются кропотливым ручным трудом, искренне выбрали свою профессию и преданы ей до конца дней, стали относиться с почтением.  

Тем не менее о серьезной поддержке на уровне государства говорить не приходится. Это в столице ремесленникам стараются сделать особые условия существования: еще в 1999 году был принят закон о ремесленнической деятельности, который и сегодня остается единственным в стране и стал мощным стимулом развития ремесленничества в Москве. Ни в других регионах России, ни на уровне федерации такого нормативного акта нет (хотя силами Московской палаты ремесел и правительства Москвы его проект был разработан). В этом году прошли слушания в Совете Федерации, где ремесленники из 54 регионов страны высказали свою заинтересованность в таком законе, получено более 100 положительных отзывов на проект закона, однако дело не сдвинулось с мертвой точки. Вдобавок ко всему федералы ставят ремесленникам палки в колеса. Например, в городском законе написано, что ремесленники имеют приоритетное право на получение нежилых помещений под ремесленные мастерские. Для данного вида деятельности очень важно, чтобы профессионал чувствовал, что у него есть постоянная мастерская; что он может передать дело по наследству ученикам или детям; чтобы у него была уверенность в завтрашнем дне. Но по федеральному закону недвижимость должна распределяться между предпринимателями по конкурсу или аукциону. А разве могут мелкие ремесленные мастерские конкурировать с крупными предприятиями? “Мы хотим, чтобы в законе ввели норму, где прописали бы, что формируются отдельные конкурсные площадки, на которых будет разыгрываться недвижимость только между ремесленными фирмами”, — говорит Кошелев. Сегодня в Москве ремесленники могут получить помещения и в рамках программы соинвестирования — строительства ремесленных комплексов, где город вносит свою долю землей и инженерными коммуникациями, а строительство ведется за счет будущих владельцев помещений. Однако в связи с кризисом программа застопорилась.  

Тем не менее ремесленничество в столице за 10 лет удалось возродить (спасибо структурам правительства города!). Более того: палаты ремесленников стали создаваться в регионах, взяв за основу структуру столичной, которая предусматривает максимальную открытость и равноправие членов.

 Сейчас в столичной палате их около 5 тысяч — и это не только москвичи (которых примерно 80%), но и ремесленники из регионов России, бывших союзных республик, Европы. “Членом палаты может стать любой гражданин мира”, — говорят в ее администрации.  

Только в Москве более 100 ремесленных направлений. Столица издавна славится отменными печниками (Гильдия печников в Белокаменной — одна из крупнейших в Европе), златошвеями, оружейниками, гончарами, ювелирами, кузнецами, деревянных дел мастерами, скорняками, портными, иконописцами, кукольниками, лозоплетельщиками, кружевницами, обувщиками, резчиками по дереву, мастерами лаковых миниатюр, лоскутной техники… Каждый год для ремесленников в Москве палата проводит два крупных мероприятия: выставку-ярмарку “Золотые руки мастеров” и Международный московский фестиваль ремесел (кстати, это крупнейшее ремесленное мероприятие под открытым небом в Европе). Это удивительные праздники, которых с нетерпением ждут и горожане, и гости столицы, и сами ремесленники. Во время их проведения традиционно проходят мастер-классы, где профессионалы делятся секретами своего удивительного мастерства. Плохо лишь то, что акции это разовые. А по мнению Московской палаты ремесел, столице нужна постоянно действующая площадка. Палата выступала с инициативой создания такого этнокультурного просветительского центра, в состав которого вошли бы музей истории московских ремесел, учебный центр, действующие мастерские, выставочный центр и т.д. возле территории парка “Царицыно”. Инициативу поддержали мэр Москвы, Москомархитектура, Москомнаследие. Но высказался против Департамент природопользования, сочтя, что на природной территории такому центру не место. “Да там пиво пьют — пусть бы лучше молодежь смотрела, как создаются уникальные произведения искусства, изучала историю и культурное наследие своего края”, — говорит Кошелев.  

В палате надеются, что после кризиса к этой идее вернутся. Кризис хоть и не разорил ни одного ремесленника в столице, но все же отразился на этом бизнесе не лучшим образом: заказы и продажи стали падать. И сейчас Московская палата ремесел при поддержке правительства Москвы разработала программу помощи ремесленникам в организации и сбыте их продукции на российском и зарубежном рынках. Сотрудники палаты ремесел сами ездят по ремесленным мастерским, узнают о продукции, которую те производят, проводят анкетирование сотрудников, определяют потенциальные возможности и перспективы. Результатом станет создание огромного каталога продукции ремесленников города: эти каталоги будут распространяться по крупным торговым центрам и представительствам, в Торгово-промышленной палате, посольствах, органах государственной власти.

 К тому же сейчас разрабатывается сайт, где каждая ремесленная мастерская сможет завести себе бесплатно страничку. Главный упор сделают на внутренний рынок: по мнению Кошелева, продукция ремесленников очень функциональна и близка по духу и менталитету россиянам. Западному человеку, к примеру, сложно понять, что такое берестяной туес и зачем он нужен. Поэтому на импорт ориентированы в основном производители сувенирной подарочной продукции, например кукольники (изделия столичных мастеров-кукольников давно пользуются бешеным спросом на Западе), для остальных же более ценен внутренний рынок. А он еще далеко не насыщен.  

К тому же продвижению на внешний рынок продукции наших ремесленников мешает и то, что международные стандарты по лицензированию, сертифицированию и аттестации загоняют наших ремесленников в тупик: дело в том, что члены ВТО признают квалификационные требования, лишь выданные другими членами ВТО. А это закрывает нашим мастерам возможности попадать на международный рынок без зарубежных посредников.  

— Мы постоянно участвуем в московских выставках и ярмарках выходного дня — интерес к продукции ремесленников огромный! Люди восхищаются, говорят: “Неужели это до сих пор делают?” Для них это ностальгия, возврат к традициям. Поэтому эту продукцию надо популяризировать среди москвичей. Жаль, что в столице нет специальных магазинов с брендом “Московский ремесленник”, поэтому продукция наших мастеров раскидана по различным торговым центрам, и искать ее потребителю сложно, — сетует Кошелев.  

В рамках программы антикризисной поддержки ремесленничества с 3 по 6 сентября в Москве, на ВВЦ, пройдет 5-й Московский международный фестиваль ремесел, который будет принципиально отличаться от других фестивалей. Коррективы внес тот же кризис, и теперь основная цель мероприятия — привлечь как можно больше мастеров, которые будут проводить мастер-классы для всех желающих. Это не только эффектное зрелище, показывающее таинство рождения произведений искусства, но и способ помочь определиться с местом в жизни людям, которые лишились работы или еще не определились со своим призванием. “Кризис — время пересмотреть свое отношение к жизни, время выбора нового пути. И мы хотим максимально раскрыть все направления ремесленнической деятельности, — говорят в палате. — Мы будем рады видеть всех московских производителей сувенирной продукции в нашем антикризисном проекте”.  

Ремесленники надеются, что федеральный закон все же когда-нибудь будет принят. Например, только в столице сегодня ремесленники могут получить звание “Мастер-ремесленник г. Москвы”, дающее им право готовить учеников без лицензии на образовательную деятельность. Это чрезвычайно важно: мастерство передается только в процессе работы, и никакие книжки тут не помогут. И надеются, что после фестиваля количество желающих научиться ремесленничеству и продолжать народные традиции вырастет. Недавно в Московскую палату ремесел обратились иностранные студенты, желающие учиться у русских ремесленников в режиме онлайн: они даже выделили для этих целей специальный спутниковый канал, и в октябре проект заработает.

СПРАВКА "МК"  

Сегодня в ремесленнической деятельности в столице занято около 130 тысяч человек. Для сравнения: в Германии ремесленничеством занят каждый 5-й работающий по найму.

У ремесленников будет свой каталог предприятий

Московская палата ремесел готовит к выпуску каталог предприятий. Но попадут туда лишь избранные направления народного промысла. Информация о них будет распространяться не только по России, но и за рубежом. При этом палата ремесел выступит своеобразным гарантом качества и ассортимента.

 Первый рекламно-информационный сборник будет выпущен уже в этом году. Второй каталог должен выйти на русском и английском языках. По словам президента Московской палаты ремесел Леонида Кошелева, это позволит не только наладить каналы сбыта продукции в другие государства, но и покажет иностранцам нашу истинную культуру.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру