Фонд создавался, чтобы выдавать деньги регионам, которые в соответствии с определенной процедурой подали заявку и согласились софинансировать капитальный ремонт многоквартирных домов или программы переселения граждан из аварийного жилья. Госкорпорации в прошлом году бюджет на эти цели дал немало — 240 млрд. рублей. Но далеко не во всех субъектах Федерации находились собственные средства, чтобы на паях с фондом ремонтировать старое жилье или строить новое. И за 2008 год из 240 млрд. было потрачено лишь 54,4 млрд. рублей. Остальные руководство ГК положило на счета в банки или вложило в ценные бумаги. Когда в апреле этого года Генпрокуратура обнародовала данные о завышенных, по ее мнению, зарплатах сотрудников госкорпорации (235 млн. рублей в год на 97 человек, причем глава правления получил больше Президента РФ — 16,5 млн. рублей), в фонде говорили, что могли себе это позволить, потому что в 2008 году заработали 11 млрд. рублей. “Заработали” — это, значит, получили доход от положенных на счета или вложенных в бумаги бюджетных средств…
Но к концу прошлого года стало ясно, что если не поменять правила выделения денег регионам, то в 2009 году их не удастся получить вообще ни одному субъекту Федерации: кризис больно ударил по местным бюджетам. Был принят закон, который объявили “антикризисным”: минимальную долю софинансирования регионами капитального ремонта и переселения из аварийного жилья на 2009 год снизили в 8 раз. “Это позволит поддержать на плаву строительные компании, потому что обеспечит их заказами”, — говорили депутаты, голосуя “за”.
Как и ожидалось, после изменения правил игры очередь за деньгами в фонд выросла. И уже в 1-м квартале 2009 года он выдал 59 млрд. рублей — больше, чем за весь прошлый год… Но в том же 1-м квартале парламент принял, а президент подписал подготовленный правительством антикризисный бюджет, в котором в качестве одного из способов заткнуть дефицитную дыру предлагалось изъятие средств у госкорпораций — Роснанотеха и Фонда содействия реформированию ЖКХ. Фонд должен вернуть в казну 75 млрд. рублей “временно свободных” денег.
А теперь в Госдуму внесен законопроект, доказывающий, что “временно свободными эти деньги не являются”. Арифметика проста: из тех 240 млрд. уже выдано 113 млрд. рублей да 75 млрд. надо вернуть в бюджет. Значит, на выдачу регионам остается 52 млрд. Но, как следует из пояснительной записки к законопроекту, 49 млрд. из этих 52 “размещены в ценные бумаги, реализация которых потребует определенного временного ресурса и может привести к убыткам фонда”. Т.е. быстро эти бумаги обналичить не удастся, и неизвестно, насколько ценные они вообще — при нынешних-то котировках. “Заработанные” в прошлом году 11 млрд. не спасут.
И вот законопроект предлагает дать фонду право отказывать в деньгах на капремонт тем регионам, которые уже один раз в 2009 году что-то получали. На программу переселения из аварийного жилья (т.е. строительство новых домов) ограничения пока не распространяются. Но как раз на это у субъектов Федерации денег почти нет… Еще законопроект хочет наделить фонд правом устанавливать общий лимит средств, которые в 2009 году могут быть выданы. Иначе, утверждают авторы документа (“единороссы” во главе с председателем думского Комитета по строительству и земельным отношениям Мартином Шаккумом), “очевидны риски возникновения недостаточности средств фонда на осуществление его основной деятельности”…
Недолго музыка играла. Интересно, когда в правительстве придумывают очередную антикризисную меру, кто-то просчитывает, как она сочетается с другими антикризисными мерами? Похоже, что нет.