— Сам не хожу на московские рынки и в подозрительные магазины. И никому не советую, — делится замглавы Россельхознадзора Николай Власов. По его словам, это тем более небезопасно в предпраздничной “горячке”. Вчера главный ветврач страны рассказал о состоянии пищевой безопасности.
— Люди не умирают в ресторанах и дома после приема пищи, значит, какого-то уровня мы добились. Это не юмор, есть страны, в которых происходит именно так, — объясняет Власов. Но, по его мнению, достаточным контроль за ситуацией не был никогда. И никогда не будет. Но дело даже не в этом. Безопасность — дорогое удовольствие: “Если бизнес не заставлять выпускать безопасную продукцию, что накладно, то он не будет этого делать”.
И власть продвигает безопасность в массы. С 1 января 2009 года в нашу страну, согласно постановлению главного, но уже санитарного врача России Геннадия Онищенко, не может ввозиться мясо птицы, которое обеззараживается хлором. По мнению экспертов, российские птицеводы либо не используют эту методику вовсе, либо вполне в состоянии перейти на другую. Но наши граждане давно “сидят на игле” американской курятины, составляющей три четверти всего импорта в этой категории. Штаты привозят к нам ежегодно 1,1 млн. тонн мяса птицы (всего россияне съедают в год 3,3 млн.). Власов говорит, что его ведомство направило в США письмо и попросило “предоставить список предприятий, где не используется хлор”. Но на сегодняшний день ответ так и не пришел. Успеют ли российские заводы, которые вот уже несколько лет страдают от того, что не могут нарастить производство (а точнее — искусственно сокращают его из-за засилья импорта), пока неизвестно. Но главсанврач уже заявил, что его решение не подлежит пересмотру.
Коллапс с 1 января может ждать и еще одну “съестную” отрасль. Вся рыба, выловленная в исключительной экономической зоне РФ, теперь должна доставляться для таможенного оформления на российский берег. Таможня не выпустит суда с рыбой на экспорт без соответствующего заключения Россельхознадзора. Только вот беда, лабораторий у него в местах вылова рыбы — нет. Свозить рыбу на анализ и сделать его — займет недели две. По словам Николая Власова, ветеринары будут опираться на мониторинг района промысла по уже отобранным пробам (буквально на днях требование звучало как “исследование каждой партии поступающей рыбы”). И если все нормально, станут выдавать разрешения. Но Власов тут же оговорился: за исключением тех случаев, если “рыба покажется инспектору “тухлой”. Опираясь на опыт предыдущего общения рыбаков с инспекторами, несложно догадаться, что “казаться будет” как минимум через раз.
В общем, как бы уже имеющийся кризис не усугубился еще и действиями наших чиновников. Когда со стороны границы будет напирать не допускаемая в страну “хлорированная курица”, а своей перестанет хватать. А “экспортно ориентированные” суда с рыбой будут “толпиться” на рейде, не давая проходу тем, кто хотел накормить рыбой россиян.