Счетная палата обеспокоились ростом расходов на обслуживание госдолга: названы риски для бюджета

Госдолг дорожает: что это значит для экономики и социальной сферы

В ситуации с российским госдолгом, расходы на покрытие которого выросли в прошлом году на 35%, Счетная палата усмотрела риски для исполнения бюджета. Причем, согласно выводам аудиторов, генератором этих рисков является Минфин, который «в условиях неопределенности как на внешних, так и на внутренних рынках» активно продает облигации с плавающими ставками.

Госдолг дорожает: что это значит для экономики и социальной сферы

тестовый баннер под заглавное изображение

По итогам 2024 года государственный долг России увеличился на 13,5%, достигнув 29,041 трлн рублей, или 14,5% ВВП, сообщила Счетная палата в аналитической записке о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь прошлого года. Траты на обслуживание выросли на 604,6 млрд рублей, составив 2,33 трлн. А их доля в общих бюджетных расходах достигла 5,8%, прибавив 1,8% по сравнению с «допандемийным» 2019 годом.

Как указано в отчете Счетной палаты, рост расходов по обслуживанию госдолга был обусловлен в основном увеличением внутреннего долга по ценным бумагам. В 2024-м размещение таких бумаг оказалось наибольшим за последние четыре года — 3,95 трлн рублей (против 2,57 трлн в 2023 году). Львиную долю этой суммы - 2,27 трлн рублей — составили облигации федерального займа с переменным купонным доходом (так называемые ОФЗ-ПК, или флоатеры).  

И вот на этот момент аудиторы обратили внимание в первую очередь. По их оценке, «рост ключевой ставки, ускорение инфляции или ухудшение макроэкономической ситуации могут привести к увеличению расходов на обслуживание государственного внутреннего долга».

По словам финансового аналитика BitRiver Владислава Антонова, ситуация отражает растущее бремя процентных выплат и обусловлена активным привлечением средств через выпуск ОФЗ с плавающей ставкой, чья доходность привязана к ключевой ставке ЦБ.

Такие инструменты позволяют ведомству Силуанова гибко реагировать на рыночные условия, но создают риски в случае ускорения инфляции или ужесточения денежно-кредитной политики.

«Кроме того, - отмечает Антонов, - зависимость от внутренних заимствований, несмотря на их относительную стабильность, делает бюджет уязвимым к колебаниям на внутренних рынках. А санкции и другие внешние ограничения не позволяют рефинансировать госдолг за рубежом. В итоге сужаются возможности по финансированию социальных программ, инфраструктурных проектов и других приоритетных статей. Так что Счетная палата справедливо выражает опасения по поводу использования Минфином ОФЗ с переменным купоном. Происходящее требует от правительства более консервативного подхода к управлению госдолгом, включая диверсификацию инструментов заимствований и контроль за уровнем расходов».

Да, в России объем госдолга формально небольшой, это далеко не 122% ВВП, как в Соединенных Штатах, рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Проблема в динамике: долг становится всё более дорогим, его всё сложнее покрывать. Конечно, сегодняшние события несравнимы по остроте и драматизму с кризисом 1998 года, но ведь тогда государство тоже привлекало средства на финансовых рынках через эмиссию своих долговых обязательств (выпускало облигации, ГКО). И когда выяснилось, что обслуживать этот долг невозможно, был объявлен дефолт. То есть, главная неприятность сегодня — растущие расходы на обслуживание. Чем больше бюджетных денег на это уходит, тем меньше получает социальная сфера, да и национальная экономика в целом. Надо помнить: во всём мире дефолты по государственным бумагам относятся к малопредсказуемым рискам.

«Ситуация в высшей степени опасная, - категоричен директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. - И хотя я полностью разделяю оценку Счетной палаты, это еще не вся правда. Тот факт, что уровень российского госдолга к ВВП достаточно низкий, особенно в сравнении с показателями других стран, мало что значит, поскольку платежи будут нарастать в геометрической прогрессии. Кроме того, я считаю стратегической ошибкой размещать длинные ОФЗ с погашением через 10 лет под 15-16% годовых. То есть, мы закладываем бомбу под экономику на долгие годы вперед. Намного правильнее было бы сделать упор на размещении коротких бумаг: пусть сначала благополучно погасятся, а дальше будет видно».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру