В минувшем году страховые пенсии по старости были проиндексированы на 7,5 % (по уровню инфляции 2023 года) и их средний размер увеличился на 1628 рублей. Таким образом, пенсия составила 23 405 рублей. При таких выплатах ветераны жили весь 2024 год.
Соответственно, в 2023 году эта сумма была на 1628 рублей меньше, то есть, 21 777 рублей. По арифметическим подсчетам должно получаться, что доход пенсионеров в минувшем году (читай: покупательная способность) увеличилась. Но по жизни все случилось наоборот.
Как такое может быть? Ответ банальный. Государство планировало, что годовая инфляция в России остановится в 2024-м на уровне 7,3 %. А в действительности (фактический уровень еще не известен) она вплотную приблизится к 10 %, составит примерно 9,7-9,8 %.
Конечно, правительство доплатит старикам сверх уже проиндексированных 7,3 %. В среднем 2,4-2,5 %. Минтруд предполагает, что это может произойти уже в феврале. Однако экономисты считают, что эта добавка ситуацию не изменит, только разгонит рост цен, поскольку она целиком и полностью будет направлена пожилыми людьми на потребление.
Что имеем в итоге? Пенсионеры по-прежнему остаются самой уязвимой категорией населения. Не секрет, что сегодня большая часть их дохода уходит на оплату услуг ЖКХ и медикаменты, которые совсем даже не дешевые. На еду остается по минимуму. Недостаточное питание ухудшает здоровье ветеранов, они чаще обращаются за лекарствами в аптеку, и в итоге на собственное здоровье остается еще меньше средств. Получается замкнутый круг. Есть ли такая возможность у государства, чтобы пожилые сограждане хотя бы чуть-чуть, но реально улучшали свое благосостояние?
Предложений на этот счет немало. Например, волевым порядком установить в России минимальную страховую пенсию в размере 35 тысяч рублей. На какой-то короткий период времени такой суммы вполне хватит для удовлетворения потребностей старшего поколения.
Депутаты и экономисты предлагают увеличить коэффициент замещения до 40 %. По некоторым оценкам, в минувшем году он снизился до 25 %, темпы роста пенсий сильно отстают от роста зарплат, особенно на фоне дефицитного рынка труда. Однако пока ничего не меняется, пенсионеры продолжают беднеть.
- Чтобы инфляция не съедала пенсии с той скоростью, которая происходит сейчас, нужен другой механизм индексации, - считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. - Следует переходить на поэтапное повышение. Что имеется в виду? Постиндексация в конце года, которая практикуется сегодня, применима при низких параметрах инфляции, до 4 %. Если она оказывается выше этого порогового уровеня, производится доиндексация на величину, превышающую 4 %. Скажем, по итогам первого квартала она составила 6 %, значит индексируется дополнительно на 2 %. И так до конца года каждый квартал. В течение года мы постоянно доиндексируем выплаты, и они будут в полном объеме сохранять реальное содержание.
- Звучит разумно. Почему же такой механизм не применяется на практике?
- Требуется изменение бюджетных технологий. Это, наверное, главная причина. Ну, и нельзя забывать, что для бюджета экономически выгодно индексировать один раз, по уровню годовой инфляции. Такой порядок дает экономию средств.
- Есть предложения при назначении пенсии установить коэффициент замещения в 40 % от утраченной зарплаты. Наверное, это тоже бы поспособствовало увеличению доходов ветеранов?
- Это нереальная история - по той причине, что уже сегодня коэффициент замещения утраченного заработка у многих категорий россиян превышает 40 %. Это чисто теоретический показатель. Для одних категорий пенсионеров он всегда будет выше, а для других ниже.
- Еще часто раздаются предложения установить единовременные выплаты старикам. Такое в России уже бывало: подбрасывали по 5 или 10 тысяч рублей…
- С точки зрения индексации пенсий такая мера никакой роли не играет. Индексация повышает размер пенсий, а компенсация - нет. Она как премия к окладу. На какой-то отрезок времени достаток улучшается, но что дальше, когда «премия» будет растрачена? Нужно переходить на иной порядок индексации выплат.