Между тем, на фоне холодной погоды европейские страны расходуют запасы газа быстрее, чем в предыдущие семь лет. Как напоминает Bloomberg, Евросоюз продолжает наращивать объемы закупок российского СПГ: в прошлом году они увеличились до рекордных 15,5 млн тонн, хотя еще в 2020-м было 10,5 млн. В своем 14-м пакете санкций, введенном в июне 2024 года, Брюссель запретил любые операции по реэкспорту российского СПГ в третьи страны через территорию ЕС. И сейчас, получается, намерен утвердить максимально жесткий вариант.
Что касается алюминия, в апреле прошлого года серебристый металл российского происхождения подпал под санкции США и Великобритании, которые предусматривают запрет на импорт в обе страны, а также — на торговлю на двух площадках — Чикагской товарной бирже (CME) и Лондонской бирже металлов (LME). Сегодня на РФ приходится около 6% мирового производства алюминия. До сих пор сценарий полного эмбарго на поставки в Европу считался маловероятным, хотя в минувшем декабре идею поддержали 10 стран ЕС. Весной 2024-го в Европарламенте отметили, что альянс ежегодно ввозит российского алюминия на сумму €2,3 млрд. Вместе с тем, по данным Евростата, за 10 месяцев прошлого года физические объемы импорта из РФ сократились на 38% (по сравнению с аналогичным периодом 2023-го) и составили 293 тысяч тонн. Возможное введение санкций ЕС против российского алюминия может дестабилизировать рынок этого металла, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«На самом деле ситуация сложнее, чем представляется на первый взгляд, - говорит главный аналитик Neomarkets Олег Калманович. - Как Россия наладила параллельный импорт, так и европейцы научились закупать её товары и сырье с наценкой за посредничество ближневосточных или азиатских стран. В итоге формируются запутанные, внешне нелогичные, но экономически полностью оправданные маршруты поставок. Реальные объемы таких сделок подсчитать сложно, поскольку цифры размываются в совокупной внешнеторговой статистике».
По словам Калмановича, точно так же невозможно однозначно оценить рынок потребления российского СПГ на европейском континенте. Импорт наращивают страны с удобными портами и регазификационными мощностями, такие как Испания и Нидерланды. А затем газ перепродается соседям по Евросоюзу. Эти сложности делают реализацию планов официального Брюсселя по окончательному отказу от российского алюминия и СПГ крайне затруднительной.
«Европа поступит глупо по отношению к самой себе, если введет прямой запрет на поставки СПГ из нашей страны, - рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Ей придется искать аналогичные объемы на альтернативных рынках — в США и Катаре и, значит, сталкиваться с более высокими ценами, больше платить производителям. А вот Россия в финансовом плане не пострадает».
Санкции никак не повлияют на наши доходы от экспорта СПГ, зато могут создать проблемы европейскому газовому рынку. По словам Юшкова, абсурдность меры еще и в том, что чем выше будут цены в ЕС, тем больше прибыли получит «Газпром», который продолжает поставлять в Европу трубопроводный газ по «Турецкому потоку».
«Если говорить об алюминии, для России это эмбарго, не имеющее пока четких контуров, чревато определенными потерями экспортной выручки, - отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Часть выпадающего экспорта может быть перенаправлена на внутренний рынок, где на металл будет спрос в связи с инфраструктурными проектами, в частности, в строительном секторе. Китаю и Индии дополнительные объемы не особо нужны: обе страны располагают солидными металлургическими мощностями. Идея переориентации поставок с Европы на Азию крайне сомнительна».
Европе же, по оценке Reuters, придется нарастить закупки алюминия в США и в ближневосточном регионе. Для нее это усиливает как инфляционные риски, так и риски притормаживания деловой активности.