С экспериментом решено не затягивать и начать его прямо сейчас, уже со следующего месяца. Коммунальщиков и поставщиков ресурсов понять можно: долги тяжкие не дают развиваться отрасли. Так, общая задолженность населения за услуги ЖКХ уже превысила 1 трлн рублей. Только по неуплате за электроэнергию долги составляют 350 млрд рублей, на 7% больше, чем в 2023 году.
«Под раздачу» попадут не только те, кто злостно не платит за коммуналку. Имеющие задолженность за оплату машино-мест, энергетических ресурсов, взносов за капремонт, тоже в этом списке.
В чем состоит суть эксперимента?
Поставщики услуг (управляющие или ресурсоснабжающие компании) могут обратиться в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), куда будут передавать информацию о просроченной задолженности квартиросъемщика. На основании информации из Росреестра, Социального фонда и МВД, в ГИС соберут документы, необходимые для обращения в суд. И отправят их в систему ГАС «Правосудие». Ну а дальше участники эксперимента будут заходить на портал Госуслуги и проверять свою коммунальную историю – выросли долги или нет.
Первое, что вызывает определенные сомнения в успехе этого начинания - цифровая грамотность нашего населения. Она, как известно, оставляет желать лучшего. Пока есть информация, что эксперимент будет проводиться в регионах с «высокой цифровой зрелостью» россиян.
Но что дальше, после 1 октября, если эксперимент по взысканию долгов распространится на всю Россию? Вряд ли за 8 месяцев ситуация с цифровой грамотностью сильно улучшится. К тому же, далеко не в каждом домовладении имеется компьютер, современный мобильный телефон и скоростной интернет.
Председатель правления Союза жилищных организаций, член комитета ЖКХ ТПП России Константин Крохин по поводу эксперимента настроен скептически.
- Это нарушение процессуальных прав граждан, - считает он. - Охват электронной системы ГИС ЖКЖ составляет всего 5 % населения страны, это статистические данные. Если судебные приказы на списание долгов будут подаваться через электронные порталы, то 95 % наших сограждан о них просто не узнают. И, соответственно, не смогут их оспорить, предоставить свои контрдоводы. Подобные изменения, которые анонсируются как благо для взыскателей и ресурсоснабжающих организаций, являются нарушением фундаментальных прав потребителей. Они уже сегодня страдают от невозможности узнать об иске и вовремя подготовиться к защите своих интересов. В дальнейшем эта ситуация грозит еще больше усугубится. Словом, гордиться тем, что долги будут списываться через Госуслуги не стоит, ничего хорошего в этом нет.
Вместо того, чтобы разбираться с монополистами в коммунальной сфере, отменить мораторий на проверки и бороться с завышениями начислений в коммунальных квитках, государство принимает решение в угоду управляющих компаний (УК) и «ресурсников».
- Какова процедура взыскания этих долгов сегодня?
- При наличии долгов свыше двух месяцев, УК может обратиться в Мировой суд за судебным приказом. Он выдается без вызова ответчика. Здесь достаточно не подтверждение получения уведомления, а только его направления. По этой причине о судебном решении мы часто узнаем только через несколько месяцев, когда его оспорить уже нельзя, так как установленный для этого срок составляет 10 дней. Но в течении 10 дней ответчик вправе подать свои возражения. В таком случае судебный приказ отменяется и начинается исковое производство с вызовом ответчика и предоставлением документов. Соблюдена хотя бы видимость разбирательства. Человек в почтовом ящике находит заказное письмо и может предпринять какие-то ответные действия.
Сейчас хотят освободиться от уведомления почтой. Придется заходить на Госуслуги, а если не зашел, то сам виноват, твоя проблема. Между тем портал Госуслуги создан для удобства граждан, к нему мы обращаемся по мере необходимости, когда нужна поддержка от государства. Теперь всем предстоит «привязаться» к этому порталу.