Между тем, согласно соцопросу, 49% россиян считают рост цен наиболее опасным финансовым риском в 2025 году. Далее в этом условном рейтинге «страшилок» следуют неожиданные расходы (17%), геополитические риски (15%), колебание цен на активы (10%). По мнению большинства респондентов, спасти сбережения от инфляции могут высокие ставки по вкладам.
Как сообщает Минэкономразвития, за неделю с 17 по 23 декабря недельная инфляция составила 0,33%. Такую же оценку приводит и Росстат. Драйвером роста предсказуемо стала плодоовощная продукция, которая подорожала за эти семь дней на 2,6%, в том числе огурцы, совершившие скачок сразу на 8,3%. В принципе, для декабря это вполне обычная история: люди готовятся к Новому году, покупают продукты к праздничному столу, подарки близким и друзьям. Поскольку спрос на товары и услуги ускоренно растет, увеличиваются и цены.
«Помимо ослабления рубля и традиционно повышенного для этих дней спроса, не надо забывать о главном проинфляционном факторе - избыточной денежной массе, которую формируют, в частности, разного рода годовые премии и бонусы от работодателей, - отмечает директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец. – Россияне несут эти деньги в магазины, покупают, как правило, качественный импортный ширпотреб, адекватной отечественной замены которому не найти. Кроме того, многие отправляются в конце декабря на отдых, а в случае с зарубежными поездками запасаются валютой. В 2025 году инфляция будет никак не ниже 7-8%, ни о каких 4,5–5%, соответствующих целевому ориентиру ЦБ, говорить не приходится».
Кроме чисто экономических причин инфляции, есть еще те, что связаны с монополизмом производителей, например, тепличных хозяйств, где выращивают овощи. По словам собеседника «МК», на днях он увидел в магазине вполне обычные на вид огурцы по цене 1000 рублей за килограмм. Но в случае, скажем, с картошкой, подорожавшей за год более чем на 50%, дело в другом. Чтобы ее производить, крупные агрокомплексы не требуются, проблема – в логистике, в необходимости доставить из одного региона страны в другой, либо – из Белоруссии в Россию. Тут уже открывается простор для тарифного «творчества» транспортных компаний, основных картофельных бенефициаров.
Что касается позиции россиян, которые сочли инфляцию главным финансовым риском 2025 года, Зубец ее не разделяет. На взгляд эксперта, санкции намного опаснее. Есть, например, информация, что действующий президент США Джо Байден собирается под конец своего срока ввести полный запрет на покупку российской нефти на мировом рынке. И вот это будет пострашнее для российской экономики и населения, чем инфляция, уверен наш собеседник.