«Звонок с того света»: новый способ мошенничества не для слабонервных

Юрист Диана Сорк рассказала, как защититься от атак преступников

Президент РФ Владимир Путин заявил, что только телефонными мошенниками, действовавшими с территории Украины, у россиян было похищено 250 млрд рублей. По данным крупнейшего госбанка, ежедневно совершается до 15 млн звонков аферистов. Как распознать, что вам звонит мошенник и какие люди больше всего рискуют стать жертвами телефонных преступников, «МК» рассказала юрист Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Диана Сорк.

Юрист Диана Сорк рассказала, как защититься от атак преступников
Фото: ru.freepik.com

— Почему так много россиян, имеющих самое разное образование и положение в обществе, становятся жертвами мошенников? Незащищенными являются не только пенсионеры, как утверждалось ранее, но и весьма состоятельные граждане, в связи с чем можно вспомнить нашумевшую историю с Ларисой Долиной, которую обманули аферисты, вынудив её продать квартиру за 112 млн рублей и перевести им ещё 70 млн рублей несколькими траншами со своего счёта.

— Проблема телефонного мошенничества существует не один год. Историй обманутых, и часто на приличные суммы, людей накопилось множество. Наверняка у каждого читателя найдется хотя бы один знакомый из их числа. Часто слыша такие истории, люди недоумевают: как можно быть такими наивными, чтобы отдать свои деньги преступникам? А потом некоторые из таких скептиков слышат тот самый звонок от «сотрудника банка» или «из полиции» и тоже наивно открывают аферистам свои кошельки. Когда они потом вспоминают о произошедшем, то говорят, что были уверены в том, что звонивший в силу своей должности не может их обмануть, что они действовали в состоянии стресса, не отдавая себе отчет в происходящем, а кто-то и вовсе упоминает, что находился будто бы под гипнозом.

Семь признаков аферы

— Мошенники становятся всё изобретательнее. Для того чтобы добраться до денег Ларисы Долиной, ей сначала позвонили якобы от имени декана вуза, где она преподавала, и предупредили о проверке «от ФСБ», которая вроде бы там идет, а потом уже позвонили «из ФСБ» и уговорили всё перевести «на безопасный счет». Но сейчас об этой истории все знают. К чему ещё готовиться?

— Действительно, мошенники становятся изобретательнее и используют всё новые и новые методы социальной инженерии, то есть формы обмана, где жертву намеренно вводят в заблуждение и уговаривают совершить те или иные действия, из-за которых она в итоге лишится денег. Аферисты ни перед чем не останавливаются, вплоть до звонков несчастным людям голосами их умерших родственников с просьбой перевести деньги для регулярного общения с ними.

— Ого! И что делать в таких случаях?

— Для того чтобы не стать жертвой преступников, лучше вообще не отвечать на звонки с незнакомых номеров, а уж если ответили, то при возникновении вопросов про деньги следует сразу повесить трубку.

— Есть ещё какие-то признаки, которые указывают на то, что звонят именно мошенники?

— Да. Во-первых, вам поступает звонок с короткого четырехзначного номера или с номера, которого нет в вашей записной книжке. Такие звонки сразу должны показаться подозрительным, если только вы не ждете звонка от службы доставки или какого-то иного сервиса.

Во-вторых, преступники часто представляются сотрудниками банков, государственных органов или силовых структур. Люди всегда с опаской относятся к этим ведомствам, начинают волноваться и поэтому не всегда быстро распознают мошенников.

В-третьих, преступники в начале разговора стараются напугать или смутить жертву. Например, говорят: «Ваши деньги снимают прямо сейчас», «Вы участвуете в мошеннической схеме», а потом начинают требовать быстрого принятия решения.

Отсюда следующий, четвертый, признак: вас должно насторожить использование слов «прямо сейчас», «незамедлительно», «только сегодня» и т.п. Такая лексика рассчитана на то, что человек не успеет подумать над ситуацией и раскроет преступники все данные, необходимые для кражи денег. Недавно был случай, когда женщине позвонили с неизвестного номера и сказали, что ее дочь находится в тяжелом состоянии в больнице и нужно срочно перевести деньги врачам. Находясь в состоянии шока, жертва поверила мошенникам и отдала все, что у нее было на карте. И только спустя какое-то время догадалась набрать номер дочери, которая оказалась жива-здорова.

— Итак, «ошарашивание» информацией, то есть игра на страхе и испуге, требование сделать что-то срочно, ну прямо незамедлительно, от «сотрудников госорганов, банков, МВД, ФСБ», специфическая лексика, когда человеку не дают возможность опомниться, задуматься о происходящем… Что ещё?

— Не только страх, а в целом стремление держать человека на «эмоциональном крючке - уже признак мошенников. Аферисты разными способами играют на ваших эмоциях — не важно, положительных или отрицательных. Это нужно для того, чтобы вывести жертву из состояния равновесия, спровоцировать реакции, которые будут затуманивать рассудок и способность рассуждать здраво. Любая сильная эмоция делает людей более податливыми для манипуляций.

Пятый признак действий мошенников: у вас запрашивают личную информацию: данные карт и счетов, пароли, требуют предоставить удаленный доступ к вашему ноутбуку или смартфону…

Мошенникам важно, чтобы во время разговора жертва находилась в одиночестве и не имела возможности ни с кем посоветоваться. Поэтому они могут неоднократно спросить, кто находится рядом с вами и потребовать, чтобы «такой серьезный» разговор был конфиденциальным. Такие вопросы являются еще одним, шестым по счету, признаком мошенничества.

Седьмым признаком можно назвать заход, когда вам говорят о якобы подозрительной активности на вашем счете и необходимости срочно предпринять меры для того, чтобы вы не потеряли свои деньги.

Вообще, рано или поздно телефонный разговор всегда сворачивается в сторону денег или персональных сведений (номера паспорта, кодов доступа и т.д.). Приведу еще один пример. Вам может прийти сообщение от имени руководителя или коллеги (просто его аккаунт взломали, но вы пока об этом не знаете). В сообщении преступники напишут, что на вашу компанию заведено уголовное дело и вам скоро позвонит следователь. Здесь нужно сразу прекратить общение и заблокировать контакт. Но многие люди теряются и отвечают на звонок «следователя». Во время этого разговора после придуманной истории про расследование в отношении вашей компании беседа плавно свернется в сторону данных ваших карт, средства на которых «нужно защитить, пока не поздно». Если вы передадите звонящему эту информацию, то якобы потеряете свои деньги.

— А преступники всегда действуют «без предисловий», так сказать?

— Нет, часто мошенники начинают разговор не сразу, а после небольшой паузы. Сначала собеседник может показаться вполне нормальным и не вызвать опасений. Однако, когда вы заподозрите неладное, начнете выражать сомнение и задавать уточняющие вопросы, тон на другом конце провода резко изменится: станет раздражительным и даже агрессивным. Мошенники перейдут к тактике запугивания.

Защитит «домашний шифр»

— Допустим, преступники позвонили человеку, который эмоционально уравновешен. К таким людям могут применяться какие-то манипуляции?

— Да, в таких случаях аферисты могут использовать манипулятивную тактику, которая называется «нога в дверях». Мошенники начинают с небольших просьб, выполнить которые ничего не стоит. Обычно после согласия людям бывает сложнее сказать «нет». Значит, жертвы, с большей долей вероятности, согласятся на более глобальные требования, выполнение которых может угрожать их финансовой безопасности. Вообще, историй огромное количество. Например, человеку, который является потерпевшим по уголовному делу, звонит «следователь» и говорит, что сейчас готовятся документы для выплаты всем пострадавшим, но не хватает средств на технических сотрудников. Те, кто поучаствует в оплате техработы, получат деньги первыми, остальные лишь в том случае, если что-то останется.

Даже я один раз едва не повелась на развод. Мне написали в телеграмм с номера хорошо знакомого человека. Я перезваниваю, а связь обрывается. Тогда звонят со стационарного телефона и начинают ничего не значащий разговор от имени коллеги. Только когда было сказано о конфиденциальности разговора и о том, что мне сейчас перезвонит человек, который проводит проверку в организации, стало понятно, что это мошенники.

Точно так же позвонили моему мужу и спросили, принадлежит ли ему автомобиль с номером ХХХ и есть ли у него дочь. Получив утвердительные ответы, сообщили что дочь задержана, находясь в его машине в состоянии алкогольного опьянения, и если он не поможет финансово, то ее лишат прав. А дочери на тот момент было всего 8 лет.

Если вы слышите слова «не вешайте трубку», то это повод незамедлительно прервать разговор и заблокировать номер. Преступникам важно держать жертву на проводе до тех пор, пока они не получат ее деньги.

- Все эти советы, безусловно, правильные и полезные, но как их удержать в голове в стрессовой ситуации уже ведущегося телефонного разговора?

- Если у вас есть какие-то сомнения в звонящем, проведите короткий тест на мошенничество, ответив себе на такие вопросы:

- с вами связались неожиданно?

- запрашиваются ваши личные данные?

- разговор переходит на деньги?

Если на них даны положительные ответы, то вы разговариваете с мошенником.

Самое лучшее, при получении подобных звонков положить трубку. Если все же кажется, что вам действительно звонят из банка (полиции, поликлиники…), то все равно положите трубку и перезвоните в это ведомство сами.

— От звонков преступников никто не застрахован. Но есть какие-то категории людей, у которых вероятность стать жертвами мошенников выше, чем у остальных?

— Да, прежде всего это те, кто однажды уже отдавал деньги преступникам, с большей долей вероятности они попытаются проделать это с жертвой это еще раз.

Люди с низким уровнем самоконтроля в силу того, что они более склонны к риску и принятию импульсивных решений. Люди, склонные к эмпатии. Обмануть легче граждан, которые пережили какие-либо стрессовые ситуации в последние месяцы. Кроме того, жертвами мошенников часто становятся люди с низкой самооценкой.

— Почему, по вашему мнению, несмотря на то, что СМИ постоянно пишут и показывают сюжеты о способах противостояния мошенникам, люди всё равно попадаются на их удочку?

— Мошенники очень изобретательны. Если человек был предупрежден о том, что нельзя никому передавать персональные данные, а ему звонят с просьбой оказать содействие в поимке преступников или самостоятельно закрыть счет в банке и положить деньги на «безопасный счет», то он может не сопоставить эти случаи и попасться в ловушку. Люди, особенно пожилые, очень доверчивы и, как правило, не ждут ничего плохого.

— Какие виды мошенничества сейчас в тренде?

— Сейчас очень распространены звонки из поликлиник, страховых компаний и других служб, которые вроде бы ничего не просят, кроме кода, который придет на телефон. Новый вид мошенничества — это и использование искусственного интеллекта, когда подделывается не только номер звонящего, но и имитируется его голос. Действенным способом борьбы с подобными мошенниками может быть «домашний шифр». Это какое-то кодовое слово, которое члены семьи должны произнести в случае, если им действительно грозит опасность или срочно нужны деньги. Если такое слово не произнесено, значит, с вами говорит мошенник.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру