О том, какое правовое регулирование назрело в отрасли, поговорили эксперты конференции – представители государственной власти, а также Интернет-торговли.
Традиционные магазины несут солидарную ответственность с поставщиками и производителями за качество товаров, безопасность, соответствие маркировки и соблюдение законодательства о прослеживаемости. Это включает уплату штрафов за нарушения, конфискацию товаров и приостановку деятельности. Маркетплейсы освобождены от подобных обязательств. Ситуация создает дополнительные риски для потребителей, а также для добросовестных партнеров-поставщиков.
Проблема прозрачности: от налогов до контрафакта
Одной из ключевых проблем эксперты назвали отсутствие должной проверки продавцов на цифровых платформах на предмет качества и безопасности товара. На операторов ЦП не возложена обязанность удостовериться в уплате налогов и таможенных пошлин. Это создает условия для незаконного импорта продукции, обхода системы декларирования и торговли нелегальными товарами.
«По результатам ряда опросов с подделками сталкивались более 70% покупателей на интернет-платформах. Особо уязвимыми являются сегменты электроники, косметики, одежды, обуви и БАДов», — отметил первый вице-президент международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов.
Для сравнения, традиционные ритейлеры проводят проверку поставщиков, чтобы минимизировать риски. Аналогичный подход применяют банки, контролируя платежи клиентов.
«После легализации параллельного импорта мы столкнулись с тем, что количество контрафактной продукции значительно выросло. И очень много этих товаров продаётся через маркетплейсы. Поэтому мы предлагаем установить единую систему взаимодействия маркетплейсов с правообладателями через создание личного кабинета правообладателя и определение единых правил разрешения споров внутри маркетплейса, чтобы правообладатель мог обоснованно просить маркетплейс блокировать те или иные товарные предложения, связанные с продажей контрафакта», - сказал президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Онищук.
Уязвимость системы маркировки и необходимость ответственности
Цифровые платформы не обязаны проверять внесение товаров в соответствующие системы. Можно сказать, что их роль сводится к обеспечению минимального контроля за соблюдением законодательства продавцами, а солидарной ответственности платформы не несут.
Владельцы пунктов выдачи заказов также не участвуют в системах мониторинга. Как результат, возникает серая зона и открывается путь для реализации контрафактной продукции, несмотря на наличие в традиционной торговле работающей системы прослеживаемости товаров.
По мнению экспертов, для решения проблем с качеством цифровые платформы и ПВЗ должны стать полноценными участниками таких систем. Это предполагает внедрение проверок подлежащих маркировке товаров с ответственностью за нарушения. Только таким образом можно пресечь продажу контрафакта и фальсификата, который продолжает попадать на рынок через маркетплейсы, убеждены участники мероприятия. Введение солидарной ответственности цифровых платформ с продавцами станет важным шагом к повышению прозрачности торговли и снижению рисков.
По словам Байсолта Хамзатова, в текущем виде законопроект «О платформенной экономике» не обязывает оператора проверять сами документы, их подлинность, уплату селлерами налогов, сборов и таможенных платежей за товар, как это делается в рознице, а, значит, не создается в полной мере эффективного барьера для защиты потребителей от контрафакта.
«Практически еженедельно поступают обращения и от граждан, которых обманули на маркетплейсах, и от предпринимателей, которые не могут защитить свои права. Обсуждение различных вариантов регулирования идет второй или третий год, на фоне чего в отрасли накапливаются проблемы. Поэтому с учетом поступивших комментариев к законопроекту, нужно быстрее подходить к его принятию", - сказал первый зампред комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов, выступая на сессии в "Ведомостях".