Существенно ограничить возможности профессиональных взыскателей — коллекторов, банков и МФО — собирать долги с россиян предложил Минюст. Ведомство хочет ввести отсрочку на год на передачу долга в работу приставам и сделать их услуги платными для кредиторов, так как сейчас, как говорится в пояснительной записке к документу, участники рынка «используют для получения прибыли ресурсы и полномочия органов принудительного исполнения». Размер оплаты будет определять правительство.
Если поправки будут одобрены, то профессиональные взыскатели смогут предъявлять в ФССП исполнительные документы не ранее чем через год с момента возникновения просрочки по кредиту или продажи проблемного долга коллекторам. Кроме того, они должны будут подтвердить, что сами не менее трех раз пытались взаимодействовать с должником, отправили ему требование о возврате денег и либо получили отказ, либо требование не выполнялось в течение месяца. Перечень необходимых дополнительных документов для начала работы представителей ФССП будут определять сами приставы. Они также получат право отказать в начале исполнительного производства, если взыскатель предоставил недостаточно данных.
Эксперты уверены, что реализация такого законопроекта россиянам принесет больше вреда, чем пользы. По словам вице-президента Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимира Кузнецова, номинальная цель законопроекта — снижение нагрузки на приставов. Однако предложенный подход будет мало способствовать добровольному разрешению споров между коллекторами и должниками, а приведет только к росту финансовых санкций для должников за неисполнение их требований и повышенные взыскания через приставов.
Кроме того, в законопроекте идет речь только о процедуре принудительного взыскания средств через пристава, но закон наделяет взыскателя правом обращаться с исполнительным документом напрямую в банк, где у должника открыты счета. То есть, исходя из этой логики, взыскатели смогут игнорировать требования об обязательном взаимодействии с должниками и взыскивать средства указанным путем (если взыскателю известно, в каких банках у должника открыты счета). Таким образом, поправки не способны принести существенной пользы должникам, а могут, наоборот, принести вред, а основной целью законопроекта является, скорее, пополнение бюджета за счет введения платы за возбуждение исполнительного производства, полагает эксперт.
Юрист по гражданским делам Алла Георгиева не поддерживает предложение о том, что перечень необходимых дополнительных документов для исполнительного производства будет определять ФССП, а приставы получат право отказывать в начале исполнительного производства, если взыскатель предоставил недостаточно данных. По мнению эксперта, если вводить эту норму, то нужно тогда снабдить кадровый состав ФССП знающими и квалифицированными специалистами.
«Принятие данного законопроекта ни к чему не приведет, потому что те, кто не хочет платить, все равно не будут этого делать и взыскать с них долг будет еще сложнее, так как за год они могут избавиться даже от того, что есть на данный момент, и взять будет совсем нечего», — полагает старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова.
При этом перенос взыскания на год — это просто откладывание нагрузки. «Количество дел от этого не снизится, но эффективность взыскания самими приставами упадет ещё ниже с нынешних 11.8%», — предупреждает основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев. Кредиторы, которые и так ограничивают свою деятельность, выполняя требования по соблюдению макропруденциальных лимитов ЦБ, перестанут выдавать кредиты при малейшем сомнении в платежеспособности заемщика или наличии в его кредитной истории хоть какой-то, пусть даже позже выплаченной просрочки. Но так как спрос на деньги никуда не девается, то мы получим удвоение нелегального кредитования. В итоге рынок вернется к тому, от чего с таким трудом избавлялся предыдущие несколько лет, предупредил Мехтиев.