Действительно, на автомобильный транспорт приходится более 20% всех выбросов углекислого газа, генерируемых мировой энергосистемой. «Однако при расчете экономии выбросов следует учитывать в том числе и те из них, которые возникают при производстве автомобилей и их комплектующих», – отметил Сечин, добавив, что основная разница в выбросах создается при изготовлении аккумуляторной батареи, а также стали и алюминия.
Глава «Роснефти» напомнил, что углеродными целями Парижского соглашения предусмотрено сокращение выбросов производственной цепочки электромобилей на 81% к 2032 году – «что просто исключено». Необходимо также принимать во внимание, что использование электромобилей в странах, чьи энергосистемы в значительной степени зависят от ископаемого топлива, дает экономию выбросов только при очень высоком пробеге электромобиля.
По оценке экспертов McKinsey, для некоторых моделей величина пробега должна составлять до 200 тысяч километров для достижения уровня выбросов, сравнимого с ДВС. В странах с высокой угольной генерацией эта величина может превышать 250 тысяч километров. «Производители новых модельных рядов должны это учитывать», – добавил Игорь Сечин. По его словам, для достижения целей углеродной нейтральности к 2050 году потребуется увеличить мировой парк электромобилей более чем в 30 раз – с 30 миллионов до одного миллиарда.
Что касается ситуации с потребительским спросом, на Западе буму на электромобили приходит конец, покупатели разочаровались в них, заметил спикер. В результате ведущие производители вынуждены продавать себе в убыток, а в США стоимость подержанного электромобиля менее чем за два года снизилась на 25%.
Статистика говорит сама за себя: сегодня на дорогах всего мира насчитывается 1,5 млрд машин, работающих на традиционном ДВС, а внедрение электромобилей составляет в среднем всего 3% от уровня, необходимого к 2050 году. Проблема, по словам Сечина, еще и в том, что создание сетей и зарядной инфраструктуры не синхронизируется с электрификацией автопарка, «и это уже превратилось в головную боль для владельцев электромобилей».
По его мнению, в будущем новые электромобили будут конкурировать за доступ к электроэнергии с центрами обработки данных, которым уже к 2030 году потребуется более одной тысячи тераватт часов электричества. «Дополнительным значительным вызовом должен стать перевод на электричество грузового, воздушного и водного транспорта. Для достижения целей энергоперехода к 2050 году количество грузовых электромобилей должно будет вырасти более чем в 100 раз, до 40 с лишним миллионов. Вряд ли это реально», – считает Игорь Сечин.