Накануне рубль пережил настоящий обвал, пробив на внебиржевых торгах отметку в 114 за доллар, чего не было с марта 2022 года. Однако за стабилизацию курса нацвалюты тут же взялся Центробанк. Он объявил, что с 28 ноября и до конца этого года не будет покупать иностранную валюту в рамках бюджетного правила на внутреннем валютном рынке. При этом операции по продаже валюты продолжатся. Аналитики ожидают, что данная мера должны помочь стабилизировать курс рубля, и отчасти она уже сработала. Цена доллара снизилась, и он стабилизировался около 108 рублей.
По словам руководителя департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александра Шнейдермана, в арсенале финрегулятора есть и другие инструменты воздействия на курс нацвалюты. Во-первых, можно провести внеочередное заседание ЦБ РФ с целью поднять ключевую ставку раньше запланированного срока (20 декабря) до 23-25%. Во-вторых, также возможно резко увеличить закупки золота для пополнения золотовалютных резервов. В-третьих, можно увеличить объем обязательной продажи валютной выручки экспортеров до 60-80% с нынешних 40%. Этот метод показывал эффективность в течение 2023 года. Однако до конца текущего года доллар всё равно закрепится в трехзначном диапазоне 100-110 рублей, утверждает эксперт.
Решение ЦБ моментально отразилось на курсе рубля из-за повышенной волатильности торгов в последние пять торговых сессий после введения санкций против главного банка газопромышленной отрасли, а увеличенная волатильность работает в обе стороны. По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, решение регулятора также дает спекулянтам сигнал о том, что ЦБ уже обеспокоен низким курсом рубля и начинает действовать для его стабилизации. На этом фоне участники торгов начали фиксировать покупки валюты, что и спровоцировало снижение курса доллара. «Я бы не стал называть решение ЦБ эффективным, так как объемы покупок валюты с его стороны были не велики, поэтому не думаю, что оно сможет поддерживать стоимость рубля в долгосрочной перспективе, но краткосрочно его стоимость на этом фоне может укрепиться», — сказал эксперт.
Далее все будет зависеть от того, какой курс рубля ЦБ посчитает приемлемым, так как с одной стороны в России большой дефицит бюджета, и слабый рубль увеличивает его доходы от экспортеров, а с другой — он провоцирует дальнейший разгон инфляции, так как все импортные товары на этом фоне растут в цене в рублевом эквиваленте. «Пока в ЦБ ограничатся приостановкой покупки валюты и будут мониторить дальнейшие движения курса, но если рубль опять начнет падать с высокой скоростью, то думаю, что регулятор вмешается и увеличит объемы обязательной репатриации валютной выручки экспортерами на бирже», — полагает Чернов.
Однако есть мнение, что методы влияния на курс доллара двухлетней давности больше не подействуют. Как указал руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle Артур Мейнхард, в этот раз это решение об увеличении продажи выручки не способно привести к чему-либо, так как поставка валюты в Россию затруднена. Сейчас основной путь – агентский, однако он достаточно долгий и несёт в себе определённые издержки, обычно в размере 5-7% от суммы. И, с учётом новых санкций, вполне вероятно, что посредники свои комиссии начнут повышать. То есть экспортёры должны нести значительные расходы (которые, к слову, им никто не компенсирует) просто на то, чтобы российский валютный рынок наполнялся со стороны предложения. В плюсе при такой системе только посредники – агентские компании, которых сейчас очень много. К сожалению, системно решить проблему девальвации рубля в текущих геополитических реалиях невозможно из-за действия санкций, полагает эксперт. Все, что может сделать в таких условиях Центробанк, так это замедлить девальвацию российской валюты, и, возможно, локально укрепить рубль.
Однако пока будут работать ограничения в отношении финансовой системы страны и не будет найден единый путь их обхода, рубль продолжит слабеть. Это прекрасно понимают российские финансовые власти, которые плавную девальвацию рубля заложили во все прогнозы на ближайшие несколько лет, отметил Мейнхард.