Как справиться с желанием совершать спонтанные покупки: советы эксперта

Почему потребители часто приобретают то, что не планировали

Приближается Новый год, значит, пора готовить подарки членам семьи, родственникам, друзьям, запасать продукты и напитки к новогоднему столу, планировать досуг в последующие долгие выходные. Это дополнительные расходы, и немалые: в прошлые новогодние праздники, по данным ВЦИОМ, они составили в среднем по стране на семью 38,5 тысячи руб., в том числе 9,5 тысячи на праздничный стол, 13,7 тысячи на подарки и 15,3 тысячи на развлечения.

Почему потребители часто приобретают то, что не планировали

тестовый баннер под заглавное изображение

ВЦИОМ также отметил, что общая сумма последних новогодних расходов средней российской семьи за год выросла на 41 процент — при официальном индексе потребительских цен в 2023-м в пять раз ниже. Думаю, можно ожидать похожего роста и в нынешнем году, когда этот индекс вряд ли будет ниже прошлогоднего. Но большинству работающих такие траты окажутся по силам — помогут традиционные дополнительные выплаты в конце года, которые в течение последних четырех лет поднимали средние декабрьские заработки работников на 40 процентов над ноябрьскими. Полагаю, в этом году прибавка будет не меньше.

Так что предстоящий декабрь — месяц как самых больших расходов для потребителей, так и самых больших доходов для тех, кто продает товары и особо востребованные в это время услуги. Время, когда перед подведением финансовых результатов года продавцы стремятся максимально распродать свои товарные запасы, удержать «своих» и привлечь новых покупателей. Широко рекламируемые «черные пятницы», иные массовые распродажи, масштабные зрелищные мероприятия и места проведения досуга, искусно организованная выкладка товаров в магазинах и выдача предложений на маркетплейсах призваны убедить потребителей в том, что именно здесь они не только получат то, что уже определенно хотят, но и захотят то, о чем еще не думают или даже не знают.

Принято считать, что продавцы конкурируют за внимание потребителя, назначая лучшие цены и убеждая в более высоком качестве того, что они предлагают. Но это вполне верно только в отношении запланированных покупок, когда есть возможность заранее или в месте продажи сравнить разные предложения. Однако многие покупки совершаются вне намеченного плана, спонтанно, и в таких случаях эти факторы не имеют решающего значения, а главную роль играют подсознательные стимулы.

Почему мы покупаем то, что не планировали и, скорее всего, не купили бы? Причину вижу в том, что, оказавшись неожиданно для себя (но не для продавца!) в ситуации выбора между удовольствием от совершения покупки и огорчением от отказа ее совершить, мы в силу своей биологической природы склонны предпочесть удовольствие. Это касается не только потребительского выбора, потребность в удовольствии существенно влияет на наши решения и в иных важных сферах, в том числе тех, где они могут быть опасны для других людей. На потребительском рынке наши спонтанные решения не так опасны, но именно здесь потребность в удовольствии проявляется наиболее прямо, массово и ярко.

Склонность к спонтанным покупкам широко распространена не только у нас, но и в большинстве других стран. Согласно данным международного исследования консалтинговой компании Ogilvy, в России она свойственна 79 процентам взрослых покупателей, в Северной Америке 72 процентам, в Европе варьирует от 38 процентов в Германии и 49 в Италии до 86 в Испании и 94 в Румынии. Так что российские потребители на этом фоне не сильно выделяются.

Более детальную картину для нашей страны дал недавний опрос на эту тему, проведенный популярным российским интернет-сервисом: только 9 процентов потребителей считают, что не совершают спонтанных покупок, тогда как 18 процентов отметили, что совершают их каждую неделю, 35 процентов — примерно раз в месяц, 26 процентов — раз в несколько месяцев.

Больше половины опрошенных (53 процента) отметили, что при этом приобретают что-то для себя, причем среди женщин таких значительно больше, чем среди мужчин. Больше трети (35 процентов) делают это для кого-то другого, и тут, наоборот, преобладают мужчины. Полагаю, отвечая, они чаще всего вспоминали свои спонтанные решения сделать подарок женщине, доставлявшие им удовольствие в момент покупки. Однако на покупку для себя большинство готово спонтанно потратить значительно больше, чем на покупки для других.

Искушение спонтанной покупки, как оказалось, действует сильнее, когда предложение приходит онлайн: каждый второй спонтанный покупатель делает это в Интернете, тогда как в обычных магазинах только 38 процентов. Думаю, это можно объяснить преимуществами продаж онлайн в широте выбора предложений, а также в простоте и быстроте осуществления неожиданно возникшего желания. Удержать же от таких покупок, судя по ответам, может слишком высокая цена (58 процентов опрошенных) и сомнение в необходимости желаемого товара (55 процентов), которое тоже, не сомневаюсь, прямо зависит от цены.

Но чтобы такое сомнение появилось и смогло удержать от нерационального решения, необходима способность трезво оценивать его плюсы и минусы. Такая способность ослабляется у человека в состоянии опьянения, когда алкоголь в его нервной системе отчасти блокирует процессы торможения так, что они перестают обеспечивать баланс с процессами возбуждения. Пять лет назад американское издание The Hustle, опросив свыше двух тысяч своих читателей, потреблявших спиртное (средний возраст опрошенных 36 лет, годовой доход 92 тысячи долларов — вдвое выше среднего в США), пришло к выводу, что ежегодно не менее 100 миллионов американцев покупают товары на общую сумму 45 миллиардов долларов, будучи в нетрезвом состоянии.

79 процентов опрошенных за год сделали хотя бы одну такую покупку, а их средние расходы на них за это время составили 444 доллара. При этом 85 процентов сознавали, что алкоголь усиливает их готовность к импульсивной покупке. Женщины делали это несколько чаще мужчин, но тратили при этом меньше. Вероятность совершения такой покупки оказалась тем выше, чем моложе покупатель и чем больше алкоголя он потребляет. Наиболее часто таким образом покупали одежду и обувь на онлайн-платформах.

Не сомневаюсь, что «пьяные покупки» характерны отнюдь не только для США, такое происходит и в России. Поэтому последние данные Росалкогольтабакрегулирования о существенном росте потребления алкоголя за последние годы заставляют ожидать и увеличения количества спонтанных покупок не только в период подготовки к главному празднику года, когда они в основном будут связаны с подарками, но и после него, когда нас ждут восемь нерабочих дней подряд, а повышенные доходы декабря для многих будут уже истрачены.

Тут уместно вернуться к результатам упоминавшегося российского опроса. Большинство респондентов тогда заявили, что готовы тратить на спонтанные покупки не более 5 процентов своего дохода. На мой взгляд, это вполне разумный подход: раз уж скоропалительных решений не избежать, стоит установить и соблюдать разумные рамки расходов на них и не портить себе доставляемое ими удовольствие. Но помнить, что отсутствие самоограничений может сделать труднопреодолимую потребность в таком удовольствии серьезной угрозой не только финансовому благополучию, но и психическому здоровью человека, и не позволить себе встать на столь опасный путь.

Но это я бы назвал программой-минимум. Подавляющему большинству наших потребителей не свойственно более или менее детально планировать свои личные и семейные расходы хотя бы на месяц, не говоря уже о более длительных периодах. А такая привычка, по отзывам тех, кто это делает, позволяет и существенно экономить, и избегать переживаний из-за сомнительной разумности своих трат.

Если вы все же решились на такое планирование, очень поможет переход на безналичную оплату всех покупок (банковской картой) и еженедельный или хотя бы ежемесячный анализ своих расходов по информации от своего банка и из чеков, которые вы будете заносить в специальную таблицу — ее форму можно найти в Интернете или создать самому. Это потребует некоторых усилий и времени, зато позволит не только сохранить удовольствие от спонтанных покупок, но и получать его еще больше, если часть сэкономленных благодаря планированию сумм вы позволите себе также тратить спонтанно. Не говоря уже о том удовольствии, которое доставит подтверждение вашей способности более рационально организовать свою жизнь.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29413 от 27 ноября 2024

Заголовок в газете: Спонтанные покупки: как побороть искушение

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру