По итогам трех кварталов 2024 года объем производства отечественной мебельной продукции вырос на 9%. Положительная динамика сохраняется, что позволит превысить прошлогодний показатель объёма рынка в 653 млрд руб. Об этом на завершившейся в Москве профильной выставке заявил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.
Как рассказал «МК» президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) и гендиректор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков, за последние 5-6 лет на российском рынке недвижимости существенно вырос интерес к меблированным квартирам. Если раньше застройщики довольно осторожно относились к такому формату, то сейчас многие строительные компании не просто включают меблировку как дополнительную опцию, а полностью переходят на продажу квартир с мебелью. Это связано с тем, что такие квартиры пользуются большим спросом и продаются значительно быстрее. При этом возможность выбора различных вариантов по дизайну и стоимости делает такие предложения более гибкими и привлекательными для покупателей. «К тому же российская мебель по качеству и дизайну сегодня считается одной из лучших в мире. Если когда-то давно продукция была однообразна, то сейчас мы имеем бренды высокого уровня», — подчеркнул Шестаков.
По его оценке, сегодня доля продаж мебели через застройщиков составляет 15% от всего объема мебельного рынка. Это приличный показатель, учитывая, что весь мебельный рынок РФ оценивается примерно в 1 трлн руб. Сейчас меблированные квартиры продаются практически во всех регионах. Однако больше всего меблированных квартир продается в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленобласти.
Выбор мебели всегда зависит от класса жилья и его стоимостью. Например, для квартиры комфорт-класса стоимостью несколько миллионов рублей подбирается соответствующий по цене комплект мебели, а для жилья бизнес-класса и элитного жилья предусматривается более дорогая и качественная меблировка. «Меблировка элитного жилья от застройщика зачастую востребована в тогда, когда квартиры приобретаются не для постоянного проживания, а для корпоративных нужд юрлицом», — пояснил эксперт. Например, для размещения VIP-сотрудников, находящихся в командировках или для использования в качестве служебного жилья.
Отметим, что западные санкции и массовый исход производителей мебели из недружественных юрисдикций подняли настроение национальным игрокам. « Наши мебельщики были только рады уходу некоторых иностранных компаний с нашего рынка, поскольку у российских фабрик ещё тогда были простаивающие мощности. Поэтому предприятия быстро заняли освободившуюся нишу», — заявил президент АМДПР. Для покупателей, по его мнению, ситуация никак не изменилась, ни с точки зрения ассортимента, ни с точки зрения ценовых изменений. Наши производители удовлетворяют все потребности российских покупателей. «Российская мебель по качеству и дизайну сегодня считается одной из лучших в мире. Если когда-то давно продукция была однообразна, то сейчас мы имеем бренды высокого уровня. Наши фабрики готовы обеспечить российских потребителей на 100% и по ассортименту, и по ценовым категориям, и по вкусовым потребностям», — отметил Шестаков.
Конечно, многих россиян волнует вопрос — что будут с ценами на кухни, диваны и кровати во время предновогодних распродаж? Как заверил «МК» сооснователь интерьерной компании Mr.Doors Максим Валецкий, роста цен на мебель до конца года ожидать не стоит. Наоборот, многие компании планируют предновогодние скидки на самые разные категории товаров, которые позволят клиентам совершить покупки с максимальной выгодой. И это будет касаться как готовых изделий, так и мебели по индивидуальным параметрам. «Зачастую россияне занимаются ремонтом и обновлением интерьера именно в новогодние каникулы. Кроме того, не стоит забывать и о грядущей «Черной пятнице», в рамках которой планируются скидки до 75%»,– пояснил Валецкий.
Добавим, что это не единственно хорошая новость для покупателей. По данным «МК», ряд ведущих производителей мебели планируют в ближайшее время расширить программы рассрочек и использование BNPL-сервисов (позволяет оплачивать онлайн-покупки равными частями в течение короткого периода времен — «МК»), которые стали популярны в период высоких ставок по кредитам.
Как сообщила Инна Романова, специалист по категорийного менеджменту в мебельной отрасли, программы рассрочки наиболее удобны в высоком ценовом сегменте мебели. В большинстве случаев компании стараются получить оплату от клиента в течение 1-3, максимум 6 месяцев, если говорить о рассрочке без начисления процентов. «На более длительный срок обычно включается стандартная банковская ставка. Чаще всего мебельные компании передают предоставление рассрочек банкам. Это объясняется экономической целесообразностью: производители мебели предпочитают сосредотачиваться на своем основном бизнесе», — заметила специалист.
Несмотря на наличие проблем ( нехватка кадров, импортозависимость в выпуске диоксида титана и маркетплейсы, которые уводят часть рынка в серую зону) российские мебельщики в целом смотрят с оптимизмом на ближайшие перспективы национальной мебельной индустрии. По прогнозу Шестакова, в 2025 году рынок в денежном выражении вырастет еще на 12-15%.