Пандемия и Украина оставили бедные страны без денег для борьбы с изменением климата

Переговоры в ООН зашли в тупик

По словам бывшего посланника ООН, бедным странам, возможно, придется снизить требования к денежным средствам для борьбы с изменением климата. Бюджеты богатых стран ограничены из-за инфляции, пандемии Covid и конфликта на Украине, рассказала Cop29 Мэри Робинсон.

Переговоры в ООН зашли в тупик

По словам бывшего посланника ООН по климату, бедным странам, возможно, придется пойти на компромисс в вопросе предоставления денежных средств для борьбы с глобальным потеплением, поскольку переговоры в ООН зашли в тупик.

В комментариях, которые, вероятно, разочаруют более бедные страны на саммите Cop29, Мэри Робинсон, бывший президент Ирландии и дважды посланник ООН по климату, заявила, что бюджеты богатых стран были перегружены из-за инфляции, Covid и конфликтов, включая события на Украине.

“Это финансы, и они абсолютно необходимы, и это ответственность развитых стран”, - сказала она в интервью The Guardian. “Но вы не можете выжать то, что не поддается сжатию”.

По состоянию на вечер четверга богатые страны еще не сделали никаких официальных финансовых предложений бедному миру, несмотря на то, что переговоры продолжались две недели и завершились в пятницу. Цель саммита - изыскать 1 трлн долларов (790 млрд фунтов стерлингов) в год для бедных стран, чтобы они могли перейти к экономике с низким уровнем выбросов CO2 и справиться с последствиями экстремальных погодных условий.

Но ожидается, что богатый мир будет выделять на государственное финансирование не более 300 миллиардов долларов в год, что намного меньше, чем рассчитывали многие развивающиеся страны, пишет The Guardian. Развитые страны, вероятно, будут утверждать, что оставшаяся часть суммы в 1 трлн долларов может быть восполнена из других источников, включая инвестиции частного сектора, торговлю выбросами углерода и потенциальные новые источники, такие как налоги на ископаемое топливо.

Робинсон сказала, что 300 миллиардов долларов должны быть “минимумом”, и развитые страны также должны предпринять шаги для обеспечения того, чтобы бедные страны могли получить доступ к финансированию и займам частного сектора гораздо дешевле, чем в настоящее время, путем “снижения рисков” финансирования для них. Это могло бы включать предоставление гарантий по кредитам, что ничего не стоит развитым странам, но может существенно повлиять на получение доступа к инвестициям для бедных.

Многие бедные страны просят, чтобы из 1 трлн долл. гораздо большая доля поступала из бюджетов богатых стран, а не из частного сектора или за счет новых налогов. Например, блок наименее развитых стран заявил, что они хотели бы, чтобы 900 млрд долл. от общей суммы поступало из государственного бюджета.

Мэри Робинсон отмечает, что эти идеи “хороши в принципе, но не в реальности государственных бюджетов”.

Она признала, что эта точка зрения будет противоречивой. “Я думаю, развивающиеся страны, вероятно, скажут, что это слишком низкий показатель”, - сказала Робинсон. “Но, на мой взгляд, с помощью других компонентов – сборов солидарности [таких, как налоги на ископаемое топливо], Всемирного банка и частного сектора, вы можете получить до 1 трлн долларов. В этом суть. Таков мир, в котором мы живем. Бюджеты ограничены. Великобритания играет действительно важную роль, но у нее нет денег. Мы это знаем, вы знаете, мы все знаем. Нет смысла пытаться выжать то, что невозможно выжать.”

Финансирование из государственных источников в размере около 300 миллиардов долларов, дополненное другими источниками, такими как новые налоги, торговля выбросами углерода и инвестиции частного сектора, соответствует влиятельной научной статье, опубликованной Николасом Стерном и другими ведущими экономистами на прошлой неделе. Независимая группа экспертов высокого уровня по климатическому финансированию пришла к выводу, что инвестиции частного сектора должны составлять около 500 миллиардов долларов в год, что составит 1 трлн долларов для развивающихся стран к 2030 году и 1,3 трлн долларов к 2035 году.

Развивающиеся страны воздержались от комментариев, поскольку переговоры вступают в решающую фазу. Тем не менее, несколько групп гражданского общества заявили The Guardian, что развивающимся странам следует придерживаться своих требований о выделении большего количества средств из государственных источников.

Тато Габайтсе, защитник климатической справедливости из ботсванского отделения кампании “Мы, мир", сказал: "Африканские страны четко обозначили свою просьбу о выделении 1,3 трлн долларов. Из этой суммы 600 миллиардов долларов пойдут на финансирование, а остальное - на мобилизацию. Страны глобального севера демонстрируют готовность склонить чашу весов, подвергая риску еще больше жизней на глобальном юге и подрывая репутацию стран глобального юга. Поддержание этого процесса также означает предоставление финансовых средств без подрыва основ Парижского соглашения. Глобальный юг устал от отсутствия амбиций у богатых стран. Развитым странам пора подумать о будущем и добросовестно вести переговоры.”

Шарлин Уотсон, научный сотрудник ODI group, сказала, что развитые страны должны предложить не менее 500 миллиардов долларов. “Несмотря на то, что это меньше, чем просят развивающиеся страны, твердые обязательства в размере 500 миллиардов долларов в виде государственного финансирования на весьма льготных условиях – не в виде грантов, как предполагается в проекте текста, - могут стать "посадочной площадкой", необходимой нам для завершения переговоров", – сказала она. “500 миллиардов долларов – это достаточно солидная сумма, чтобы мобилизовать оставшуюся часть до этой важной отметки в 1 трлн долларов”.

Робинсон также сказал, что Китай и другие крупные экономики, которые по-прежнему относятся к развивающимся, также должны вносить взносы в климатическое финансирование. “Богатые так называемые развивающиеся страны, такие как Китай, также обязаны должным образом выполнять свои обязательства. Я знаю, что Китай действительно поддерживает развивающиеся страны, в основном с помощью займов, но это должно стать более существенной частью продвижения вперед прозрачным способом”.

Богатые страны также должны выполнить свои обязательства, согласившись на значительное сокращение выбросов парниковых газов, сказала Робинсон. Только сделав это, а также предоставив четкие гарантии того, что они предоставят обещанные денежные средства, они смогут восстановить доверие к бедному миру, сказала она.

По ее словам, отношения между богатыми и бедными странами также были напряженными. “Доверие в настоящее время очень хрупкое. Существует недовольство, потому что последствия изменения климата гораздо серьезнее в развивающихся странах”, - сказала она. “Последствия для бедных стран настолько разрушительны”.

В четверг утром принимающая страна, Азербайджан, опубликовала проекты текстов, охватывающих важные аспекты переговоров, но они были широко раскритикованы как неадекватные. В документах по глобальному финансовому урегулированию, названных "новая коллективная количественная цель", не содержались важные цифры, такие как сумма, которую развитые страны были бы готовы внести.

В других документах не было подтверждено важное обязательство, взятое в прошлом году, по “отказу от ископаемого топлива”. Саудовская Аравия и некоторые из ее союзников настаивают на том, чтобы исключить такое подтверждение из итогов Cop29.

Новые проекты этих документов, включая финансовые показатели, ожидаются не ранее полудня пятницы. Это, вероятно, отодвинет завершение переговоров на выходные и превратит их в гонку на опережение, поскольку делегации многих развивающихся стран планируют разъехаться, пишет The Guardian.

Существует давление, требующее завершения этих финансовых переговоров в Баку, поскольку Джо Байден все еще находится в Белом доме до января. Ожидается, что, когда Дональд Трамп вступит в должность, он будет враждебно относиться ко всем аспектам сотрудничества в борьбе с климатическим кризисом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру