Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов анонсировал законопроект, который он пытался внести в Думу еще 10 лет назад. Но сейчас, когда с 2020 года рост потребления алкоголя снова стал увеличиваться в нашей стране, настало время для его повторного рассмотрения.
На сегодняшний день время продажи алкоголя в России, согласно федеральному законодательству, ограничены с 23:00 до 8:00. При этом регионы могут устанавливать собственные запреты по покупке алкогольных напитков в розницу. Инициатива депутата Госдумы Андрея Свинцова о регулировании розничной продажи алкоголя в России касается маркетинговой политики алкогольного рынка. Он считает, что «любой продуктовый магазин – это рекламная площадка алкоголя». Эта продукция присутствует не только в специализированных отделах, но и в кассовой зоне, и рядом со снеками или сыром. А это создает у людей желание сделать спонтанную покупку алкоголя, то есть купить его, хотя заранее не собирались это сделать.
Вторым отрицательным моментом является то, что алкоголь по всему продуктовому магазину видят дети. И как сказал депутат Госдумы Султан Хамзаев: «Это программирует ребенка с детства на то, что алкоголь – это еда». Он также отметил хитрую уловку алкомаркетов – продавать у себя чипсы и шоколадки по самым низким ценам, то есть приучать детей посещать эти магазины.
Даже клинический психолог, аддиктолог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Александра Изюменко уверена, что расположение алкоголя на виду создает угрозы для тех, кто пытается избавиться от алкогольной зависимости. И, конечно же, воздействует на детей и подростков. Хотя она считает, что все идет из семьи и, если родители пьющие, ребенок воспринимает алкоголь как норму.
Андрей Свинцов заметил, что предложения Александры Изюменко принудительно лечить всех алкоголиков, изымать детей из их семей и проводить психологическую реабилитацию невыполнимо. «Надо действовать постепенно, шаг за шагом, но постоянно», - считает депутат. Его законопроект предусматривает устранения алкоголя с глаз покупателей в специальные закрытые зоны. Куда не будут допускаться несовершеннолетние, как и в алкомаркеты.
Вторым вопросом обсуждения в законопроекте являются этикетки алкогольной продукции: «Представляю сколько средств вкладывают производители в дизайн этикеток и тары, чтобы они выглядели максимально привлекательно». Султан Хамзаев предложил на 50% поверхности алкогольной тары наклеивать информацию о последствиях употребления, наподобие антирекламы на сигаретах.
Но Александра Изюменко считает, что это может сработать в обратную сторону для подростков: «Дети - народ любопытный, и такие страсти могут только привлечь их внимание». Она объяснила, что проблема подростков в том, что они физиологически взрослые с 13-14 лет, а права взрослых получают после 20. И им хочется утвердить свою зрелость. «А алкоголь они воспринимают как защиту от внешнего мира. Это на каком-то этапе помогает справится с психологическими проблемами, но потом только усугубляет их».
Султан Хаджаев подчеркнул, что это проблема, тесно связанная с демографией и народосбережением: «Мы в первую очередь должны думать о здоровье наших граждан». По данным Росстата, 58% россиян старше 15 лет хотя бы раз в год употребляют алкогольные напитки. Это 68,7 млн человек, или почти половина населения страны. По оценке Всемирной организации здравоохранения, 20% россиян старше 15 лет, или примерно каждый третий из тех, кто употребляет алкоголь, подвержен «эпизодическому тяжелому пьянству».