В российских магазинах одежды, несмотря на резко сократившийся импорт из Китая и Турции, по-прежнему можно увидеть разнообразный ассортимент. Однако, как выясняется, за этим богатством выбора скрывается ряд проблем, о которых рассказывают сами продавцы.
— На бирках все чаще появляются надписи «made in Bangladesh» или «made in Uzbekistan», — отмечает одна из наших собеседниц. — Это дает представление о том, откуда на наши прилавки приходит одежда, но качественное предложение все равно трудно найти.
При этом, хотя отечественное производство действительно стало развиваться, многие россияне не могут смириться с высокими ценами на продукцию местных брендов. «Почему так дорого? Наши ведь шьют, привозить издалека не надо, в долларах расплачиваться тоже», — сетует покупательница, рассматривая ассортимент на вешалках.
Между прочим, несмотря на наличие товара, посещаемость торговых центров явно снижается. Продавцы отмечают, что интерес к их продуктам поднимается лишь в периоды крупных распродаж, когда цены становятся более привлекательными. Однако и в таких случаях клиенты все чаще сталкиваются с низким качеством доступной одежды. «Если вещь более-менее бюджетная, ее свойства оставляют желать лучшего: синтетика, торчащие нитки, хлипко пришитые пуговицы и сильный запах химикатов — это становится нормой», — делится своими наблюдениями еще один сотрудник магазина.
В общем, наша «экскурсия» по одежным торговым точкам демонстрирует: выбор в преддверии зимнего сезона, хоть и не потерял разнообразия, все же оставляет желать лучшего как по качеству, так и по цене. Бренды продолжают искать свое место, а покупатели оказываются в сложной ситуации, когда обычный процесс покупки превращается в испытание.
По данным турецкого статистического ведомства, с января по сентябрь 2024 года Россия почти в два раза снизила импорт турецкой одежды — до $253 млн. Существенное снижение наблюдается в сегментах верхней одежды и трикотажа. Импорт зимней верхней одежды из Китая также сократился почти на 60%, составив $110,6 млн за первые восемь месяцев года.
Напомним, по итогам 2023-го топ-5 стран-экспортеров одежды в Россию выглядел так: Китай (с показателем $2,6 млрд), Италия ($602 млн), Турция ($473 млн), Бангладеш ($337 млн) и Германия ($317 млн). Также нарастили объемы продаж Казахстан, Армения, Болгария... Сейчас список топ-поставщиков может сильно измениться.
«Основная причина снижения товарооборота с Турцией — та же, что и в случае с Китаем: угроза вторичных санкций в отношении турецких банков и юридических лиц, - говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - Российские предприниматели отказывают в открытии счетов в местной валюте и транзакциях».
Кроме того, по словам эксперта, Турция, в отличие от Китая, который поставляет собственные марки одежды, с 2022 года стала неким хабом для параллельного импорта в Россию. С тех пор европейское законодательство продвинулось в усилении контроля за поставками: «спрятать» истинное назначение поставок партий становится труднее.
«Российские потребители столкнулись с ростом цен на импортную одежду, что стало следствием увеличения затрат на логистику и проблем с трансграничными платежами, – отмечает управляющий партнер B&C Agency Иван Самойленко. - Компании за пределами России также испытывают сложности с осуществлением расчетов, что ограничивает их возможности поставок».
По мнению Самойленко, значительный рост отечественного производства одежды также сыграл важную роль в сокращении зависимости от поставок из-за рубежа. Согласно данным Росстата, за первые семь месяцев 2024 года объемы производства пальто и курток в России увеличились на 24,7%, достигнув 5,4 млн единиц. Это свидетельствует о том, что российские фабрики могут компенсировать утраченные объемы импорта. Масштабное производство товаров и рост местных брендов также ведут к формированию конкуренции с импортом, что укрепляет внутренний рынок и делает его более устойчивым к внешним колебаниям.
При этом, несмотря на снижение импорта, Турция и Китай остаются основными поставщиками одежды в России. Ведущие позиции занимают также страны СНГ, а именно Белоруссия и Узбекистан, которые активно развивают текстильную промышленность и могут стать надежными альтернативными поставщиками для российского рынка. С учетом существующих геополитических реалий и добрососедских отношений, эти страны могут заполнить образовавшиеся ниши и предложить отечественным потребителям конкурентоспособные продукты.
Впрочем, для потребителей весьма важный вопрос: как изменятся цены на одежду?
«Рост цен на одежду и обувь на уровне 5-10% представляется неизбежным и связан с повышением затрат на импортные материалы, такие как текстиль и фурнитура», - полагает Иван Самойленко.
Сокращение импорта может привести к повышению цен на одежду, особенно если не удастся быстро найти замену для дефицитных позиций, считает гендиректор российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников. «Ассортимент может стать более ограниченным в краткосрочной перспективе, - продолжает собеседник «МК». - Если проблемы с платежами и логистикой продолжатся, существует риск возникновения дефицита определенных товаров, особенно в сегментах, где Россия зависит от импорта».