Туризм и цифровизация: как иммерсивные технологии меняют отрасль

В 2024 году исследователи Южно-Российского института управления - филиала Президентской академии представили анализ использования иммерсивных цифровых технологий в туризме. На основе данных о научных публикациях и связанных с постпандемийным восстановлением отрасли изменениях, Наталья Брюханова, Евгения Васюта, Татьяна Подольская и Денис Ушаков, эксперты кафедры международных экономических отношений Президентской академии оценили вызовы, стоящие перед рекреационно-туристской сферой.

Туризм и цифровизация: как иммерсивные технологии меняют отрасль
Экспозиция иммерсивного историко-просветительского передвижного музея «Поезд Победы» на Белорусском вокзале. Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Переосмысление туризма: от физического перемещения к виртуальному опыту в условиях ограничений

Иммерсивные технологии, такие, как виртуальная и дополненная реальность, расширяют возможности восприятия и предлагают новый формат путешествий. Исследователи отмечают, что цифровые инструменты активно используются в туризме и влияют на потребительское поведение.

С их помощью в период пандемии COVID-19 было возможно посещать культурные объекты и достопримечательности в формате виртуальных туров. Это не только снижает затраты, но и позволяет пользователям адаптировать маршруты и программу под личные интересы. А для категории "осторожных" туристов виртуальные туры - возможность предварительно ознакомиться с местом размещения в туристской дестинации. Проанализировав публикации о применении технологий VR и AR в индустрии, авторы научной работы выяснили, что количество исследований в этой области значительно возросло.

Иммерсивные технологии и проблемы интеграции в туризме

Изучение научных публикаций за 2020-2024 годы показывает, что иммерсивные технологии пока остаются нишевым направлением. Лишь 15% работ рассматривают их в контексте индустрии, что связано с ограниченным числом готовых решений.

В то время как мобильные устройства стали популярным средством для AR и VR во время путешествий, большинство публикаций фокусируется на 360-градусных видео для знакомства с культурными объектами и историческими достопримечательностями. Такие технологии дают предварительное представление о локациях и создают новые возможности для виртуального туризма.

Кроме того, в исследованиях рассматриваются перспективы внедрения иммерсивных технологий в гостиничный бизнес и чартерные перелеты. Наиболее широкое применение они нашли в познавательном и развлекательном туризме, в частности, в музеях и на выставках, которые используют технологии для улучшения взаимодействия с посетителями и создания уникального пользовательского опыта, убеждены ученые.

В России примером подобной работы стал проект «Цифровая культура», развиваемый в рамках нацпроекта «Культура», где интерактивные карты и приложения позволяют получить доступ к информации о культурном наследии страны.

Ведущие страны и новые тренды в туризме

На выставке иммерсивного анимационного искусства "Studio Ghibli Story" в Шанхае. Фото: Cfoto / Global Look Press/Keystone Press Agency

Анализ международных публикаций показал, что интерес к иммерсивным цифровым технологиям в туризме с 2020 года вырос втрое. Лидирует в этом направлении сегодня Китай, который по числу публикаций уверенно обгоняет многие европейские страны. Аналогичный рост интереса к VR и AR – системам отмечен в Индии и странах Южной Европы, таких как Греция и Испания. Отмечается, что это связано с туристическим потенциалом указанных государств.

В 2023 году Комитет по туризму Москвы при поддержке акселератора Moscow Travel Factory запустил ряд инициатив для внедрения цифровых решений в туристической индустрии. В рамках программы создана интерактивная карта, на которой представлены российские компании, работающие с иммерсивными технологиями.

Будущее отрасли: большие данные и цифровая интеграция

По мнению исследователей, мировой туризм продолжит расширять использование технологий дополненной реальности и интеграцию иммерсивных цифровых технологий. Все это повысит качество сервиса и предложит потребителям новые продукты и услуги. Продукты могут адаптироваться к предпочтениям пользователей и формировать цифровые маршруты. Отмечается, что в перспективе иммерсивные технологии будут использованы и в стратегическом планировании туризма.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру