Октябрь выдался знаковым для российского авторынка: продажи новых легковых автомобилей выросли на 13,5% по сравнению с предыдущим месяцем, достигнув отметки в 171,18 тысячи штук, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Это лучший результат за последние 3,5 года, который во многом реализовался на первой неделе месяца, когда было продано почти 50 тысяч автомобилей. Очевидно, что индексация утильсбора, вступившая в силу в начале месяца, сыграла свою роль в столь внезапном всплеске интереса к новым машинам. Однако не все так однозначно.
Напомним, сейчас сбор вырос на 70-85%, а далее его будут повышать ежегодно на 10-20% вплоть до 2030 года. Изменение не отразится на тех, кто ввез в Россию автомобиль до 1 октября 2024-го и успел подать документы в таможенные органы до 15 октября.
Эксперты ожидали охлаждения рынка из-за повышения цен, но пока этого не произошло. «Всплеск ввоза автомашин в начале октября мы объясняем отложенными покупками по схеме «утром — деньги, вечером — стулья». То есть за машины заплачено, условно говоря, в сентябре, а приезжать к новым владельцам они будут в течение последующих пары месяцев», - отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, этот фактор также способствовал увеличению числа сделок именно в настоящее время.
По мнению управляющего партнера B&C Agency Ивана Самойленко, реальное влияние утильсбора на рынок может быть менее значительным, чем ожидалось. «Автокредитование по-прежнему поддерживает продажи, и даже повышение цен на 300-500 тысяч рублей почти не отразится на общем объеме сделок», — считает он.
При этом за последние 10 лет средняя цена нового легкового автомобиля в России увеличилась в 3,1 раза. В 2014 году машина из салона обходилась потребителю в 1 млн рублей, а по итогам 8 месяцев 2024-го этот показатель достиг отметки в 3,1 млн рублей. Таким образом, владельцы старых автомобилей сталкиваются не только с высокими ценами на новые модели, но и с возрастающими затратами на содержание машин, включая бензин, страховку и налоги.
«Уже к 2026 году рост стоимости в сегменте новых импортных автомобилей может достигнуть 25% для массового сегмента и более 35-40% для мощных и премиальных автомобилей с объемом двигателя более 3,5 литра, для которых рост утилизационного сбора будет максимальным. Это приведет к падению спроса, а также к популяризации самостоятельной покупки и ввоза машин из-за рубежа, поскольку повышение утильсбора касается лишь коммерческого ввоза автомобилей и не относится к ввезенным для личного пользования транспортным средствам», - говорит доцент кафедры международного и публичного права Финуниверситета при Правительстве РФ Исмаил Исмаилов.
Одновременно с этим индексация утильсбора открывает новые возможности для российских производителей. Например, крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе положительно оценивает эффект от повышения сбора. Мера также стимулирует иностранные компании открывать заводы в России, что делает рынок более привлекательным в условиях простоя заводов, закрытых западными производителями.
Первая ласточка в восстановлении автопроизводства — возвращение известной южнокорейской автомобилестроительной компании на отечественный рынок. В ноябре она объявила о старте продаж своей продукции под новым брендом с начала 2025 года. Это происходит на фоне разговоров о спаде российского авторынка.
Между тем будущее самих автолюбителей порождает массу вопросов. Есть мнение, что к 2030 году лишь 5-7% россиян смогут позволить себе новый автомобиль. Однако эта точка зрения видится слишком пессимистичной. Несмотря на растущий интерес к альтернативным формам передвижения, автомобили продолжают оставаться важной частью жизни многих граждан.