По данным ЦБ, с начала текущего года по состоянию на 1 октября прирост средств населения в кредитных организациях достиг почти 15%, а в годовом выражении — превысил 27%. Одновременно росли и ставки по вкладам, вслед за ключевой: с 1 января они увеличились в среднем с 14,8% до почти 20%. Совокупность этих факторов обернется для физлиц высокой прибылью от размещения денег депозитных счетах – 3,8 трлн рублей, как прогнозирует главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. На сегодняшний день россияне держат в банках свыше 50,4 трлн рублей, при этом за девять месяцев 2024-го сумма выросла на 6,7 трлн рублей, что более чем вдвое превышает результат за аналогичный период прошлого года (плюс 3 трлн).
«Сложившаяся ситуация со ставками по вкладам всячески способствует переходу граждан от потребительской модели поведения к сберегательной, - считает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. – Прогнозируемый процентный доход почти в 4 трлн рублей – это очень много, мне казалось, что будет меньше. Но в любом случае цифра логично укладывается в планы ЦБ по борьбе с инфляцией: регулятору нужно, чтобы люди сокращали потребление и наращивали сберегательную активность».
С другой стороны, страдает экономика. В опубликованных на днях Центробанком основных направлениях денежно-кредитной политики рост ВВП прогнозируется в пределах от 0,5% до 1,5%. Естественно, это очень плохо по сравнению с 4% по итогам текущего года, и это хуже, чем ожидаемые Минэкономразвития 2,5%. Полпроцента – это, считайте, практически нулевой рост, рассуждает Ведев. Во многом такая динамика обусловлена тем, что триллионы рублей сбережений россиян не участвуют в экономических процессах, они не идут ни на потребление, ни на инвестиции, ни на закупку оборудования для предприятий.
«Всех владельцев высокодоходных депозитов можно только поздравить, - утверждает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – А вот с экономикой совершенно другая история – выгод для нее никаких. В России практически нет предприятий с рентабельностью выше 20%. Банковские вклады с такой доходностью – это чисто монетарная практика, которая не имеет отношения к реальному производству. Поэтому снижение Центробанком ключевой ставки хотя бы до 15% имело бы смысл, поскольку таков уровень рентабельности хороших предприятий».
А так фактически провоцируется инфляция следующих периодов. Получая в свое распоряжение средства граждан, банки не вкладывают их в развитие бизнеса, а депонируют на счетах Центробанка. В итоге финансовая система замыкается сама на себя, никак не способствуя реальному расширению производства. Деньги приходится допечатывать, их нельзя обеспечить товарной массой. Если бы ставка не была столь высокой, как нынешние 21%, еще можно было как-то перезапустить производство. Что касается растущего объема обязательств банков перед населением, его тоже можно покрывать только за счет дополнительной эмиссии. «Пузырь вкладов», на риски надувания которого многие финансисты справедливо указывают, правильнее назвать навесом непотраченных денег. Единственный способ его схлопнуть – это махнуть рукой на инфляцию, не проводить никаких мер по сдерживанию цен, полагает Зубец.
А вот руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман видит в происходящем сплошные плюсы. По его словам, ситуация, при которой ожидаемый доход россиян по вкладам составит 3,8 трлн рублей, говорит о резко возросшей привлекательности этих финансовых инструментов. Этот интерес сформировался благодаря трем основным факторам: росту доходов населения, повышению процентных ставок и возросшему доверию к банковской системе. Люди получают надежный пассивный доход, частично компенсирующий инфляционные потери и дающий доступ к сбережениям, если те потребуются. В свою очередь, привлечение вкладов дает банкам стабильную ликвидность для кредитования, что поддерживает общую экономическую активность.