Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги способствует снижению благосостояния семей и приводит к увеличению числа разводов, сообщила глава думского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина в письме премьер-министру Михаилу Мишустину.
«Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги значительно превосходит уровень инфляции, что приводит к снижению благосостояния семей и росту числа разводов. Мы видим, как невзвешенные решения разрушают российские семьи, и это явление грозит стать массовым», — отмечает депутат.
Напомним, что с 1 июля 2024 года цены на услуги ЖКХ по стране выросли на 9,8%, а с 1 июля 2025 года запланирована индексация еще на 11,9%. В то же время, согласно сентябрьскому прогнозу Минэкономики, к концу 2024-го инфляция составит 7,3%, а по итогам 2025-го замедлится до 4,5%, что значительно ниже темпов роста коммунальных тарифов.
К чему приведет возможное изменение подхода к выплатам по ЖКУ? Об этом «МК» рассказал эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук.
- Постановка вопроса депутата о методике начисления субсидий по оплате ЖКХ правильная, а вот предложенное решение мне кажется спорным, в части передачи субсидий напрямую поставщикам коммунальных ресурсов.
- Так ли распространена в России данная схема? Сколько таким образом семьи экономят на оплате коммуналки?
- Что касается разводов из-за ЖКХ, то это довольно диковинный способ. Его смысл сводится к тому, что подсчет совокупного дохода будет рассчитываться по количеству членов семьи, и, соответственно, если муж с женой развелись, то они считаются как отдельно живущие семьи и смогут получить субсидию по ЖКХ. Если их раздельные доходы соответствуют тому уровню, по которому начисляются льготы. Приведу пример. Семейная пара на двоих получала, допустим, 50 тыс. рублей. Они развелись, и получилось, что каждый теперь получает по 25 тыс. рублей. Оплата «коммуналки», предположим, обходится в 10 тыс. рублей в месяц, особенно в зимние периоды. Соответственно, если расходы на оплату услуг ЖКХ превышают 22%, возникает право обратиться в органы социальной защиты населения за получением субсидии. Думаю, это очень замороченная и нераспространенная схема.
- Каковы плюсы и минусы выплат субсидий сразу поставщикам? Будут ли компании тратить средства по прямому назначению?
- Плюсы выплат поставщикам в том, что граждане перестают быть передаточным звеном. Плюсы субсидий для граждан в том, что они видят проводимую государством социально ориентированную политику. Средства начисляются гражданам как получателям субсидий, а они, в свою очередь, распоряжаются этими деньгами. Субсидии или тратят целевым образом, или могут их направлять на какие-то краткосрочные затраты: покупку лекарств или одежды. Субсидия обновляется раз в полгода, так что по итогам полугода долги перед коммунальщиками можно будет закрыть и не потерять эту субсидию.
- Если компании будут получать эти субсидии напрямую, то на что они будут их тратить?
- Есть риск того, что не на улучшение качества коммунальных услуг, а, например, на индексацию зарплаты работникам или руководящему персоналу. Контроль над расходом данных средств будет сложно осуществлять. Эти средства растворятся в общей массе платежей за коммуналку. Поэтому существуют риски, связанные с потерями этих субсидий. Но все будет зависеть от того, как будет налажен обмен данными между органами соцзащиты и коммунальными предприятиями.
- Какие субсидии существуют в России на оплату услуг ЖКХ? Сколько таким образом можно сэкономить семьям?
- По сути, в России существует одна субсидия на оплату ЖКХ для семей с низкими доходами. На федеральном уровне установлена планка в 22%. Если ежемесячные расходы за коммуналку в общей структуре доходов семьи выше этого уровня, то государство назначает субсидию. Но на самом деле эта субсидия существует не для того, чтобы сэкономить. По своей правовой природе она носит временный характер. То есть она создана для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В идеале нужно не субсидию увеличивать, а делать так, чтобы у людей росли доходы и оплата коммуналки не была для них накладным бременем.