-Сергей Фёдорович, давайте начнём с главного. Чем вызвана инициатива Минтранса запретить самозанятым работать в такси?
-Желанием собрать побольше налогов. Ни к повышению безопасности, ни к росту качества обслуживания это не приведёт. Больше налогов — значит, все эти налоги заплатит даже не таксопарк, не водитель. Их заплатит потребитель, то есть мы с вами. Будем платить больше за такси, то есть всё будет переложено в стоимость конечной поездки. Но в этом безудержном желании собрать больше налогов - мы, конечно, понимаем, почему всё происходит, - но есть какой-то определённый предел. У нас и так достаточно сложная ситуация, достаточно серьёзная инфляция, и ещё больше облагать налогами население через эту схему мне кажется на сегодняшний день недопустимым.
-Есть такое обывательское мнение, что такси пользуются только состоятельные граждане. А «наши люди на такси не ездят». Ну заплатят богатые побольше за поездку, что с того?
-В России есть области с низкой покупательской способностью. Например, моя область, Курганская. У нас средний чек за поездку в такси — 200 рублей. Когда мы в Москве сказали об этом чеке, нам долго не верили, что так можно жить, что при таком чеке может существовать такси. Может, и причём достаточно хорошее, не хуже, чем в Москве. У нас и быстро подходит такси, и машины достаточно нормальные. Поэтому инициативы, подобные той, что сейчас предложена Минтрансом, приведёт только к росту цен. Для многих областей это приведёт к тому, что люди просто не смогут пользоваться такси.
-Ваши критики могли бы сказать: ну и что, пускай люди пересаживаются на общественный транспорт. По Райкину, «трамвайчиком доберусь».
-Здесь не просто проблема роста цен. Например, для нашей области такси - это серьёзный вид общественного транспорта. В отличие от Москвы, где на маленькой площади очень много людей, в Курганской области, наоборот, на большой площади людей мало. Перевозки традиционным автобусом или ещё каким-то общественным транспортом невозможны. Не будешь же в какой-то посёлок посылать ежедневный маршрутный автобус, если там 5–6 человек в день ездят. Это нереально ни для одного перевозчика. Они начинают требовать дотации, а Минфин говорит: «Никаких дотаций, пока вы не станете полностью себя обеспечивать». Таких областей у нас больше половины в стране. Поэтому реформа такси приведёт к транспортному коллапсу и к ещё большему снижению уровня жизни населения. Если человек не сможет уехать на работу, не сможет поехать в институт учиться или в школу ребёнка отвезти, - непонятно, как жить тогда. В таком случае надо всем переезжать в Москву. Но это ещё больше превратит этот город в такой муравейник, которому уже очень сложно жить.
-Общественные деятели, которые занимаются защитой прав пассажиров, говорят, что самозанятый таксист — это такая вещь в себе, он не несёт ни за что ответственности. А трудовой договор таксистов дисциплинирует. Это правда?
-Этот миф у нас звучит со стороны государственных чиновников. Но это совсем не так. Мы проводили анализ, посмотрели более 20 миллионов заказов по стране, где были и самозанятые на своих машинах, и так называемые профессиональные таксисты на машинах таксопарков. Получилось, что у самозанятых на своих автомобилях аварийность в 22 раза ниже.
-Ничего себе! С чем это связано, как Вы считаете?
-С тем, что это своя машина. Самозанятый - это гражданин России, в большинстве случаев семейный, он никогда не будет ничего нарушать. Для него машина — это средство существования и комфорт его семьи. Поэтому, естественно, он относится совершенно иначе, чем человек, который арендовал машину. Таксист на арендном автомобиле - чаще всего мигрант. Что ему нужно? Отбить аренду, набрать денег и отправить своей семье за границу, ну и так далее. Плюс они экономят на проживании. Спят зачастую чуть ли не в багажнике своей машины либо где-то в ночлежках.
-Наличие самозанятых водителей на рынке услуг такси как-то влияет на цену?
-Разумеется. Самозанятые интересны как раз тем, что они могут решать проблему. Вот всё время нам говорят, что в случае снега, дождя или ещё каких-то катаклизмов растёт цена. Самозанятый — это тот резерв, который может выходить именно в эти периоды на дорогу и работать, снижать стоимость. Цена растёт не потому, что таксисты хотят больше урвать. Хотя это, конечно, есть, - но это закон бизнеса. Когда спрос превышает предложение, растёт цена, это нормально. Но вот за счёт этого большого резерва самозанятых на своих машинах как раз в эти периоды могут расширяться возможности предоставления машин, соответственно, цена не будет так сильно расти.
-Противники самозанятых таксистов утверждают, что они не так хорошо контролируются, как водители с трудовым договором.
-Если самозанятый работает с нормальным агрегатором, с официальным, то у агрегатора есть все его данные. Есть скан его паспорта, скан водительского удостоверения. Более того, ведь самозанятый точно так же, как любой таксопарк, ведёт электронный учёт всех заявок, и у него есть маршрут в онлайне. Поэтому всё, что есть у официальных таксопарков, есть у нормального агрегатора.
-Если у всех всё одинаково и разницы нет, самозанятый или официальный работник таксопарка — в чем тогда причина желания провести реформу? Только налоги или еще что-то?
-Есть ещё определённое ментальное ощущение. В основном у нас сейчас законодатели и чиновники Минтранса — это люди моего возраста, чуть младше, чуть старше. Мы помним те таксопарки, которые были в Советском Союзе. Это была серьёзная техническая база. Это был гараж, куда реально машины приезжали, и люди работали там в штате. Сейчас такая форма невозможна. У нас в большинстве таксопарков даже нет серьёзной материально-технической базы. То есть это машины, которые, даже если их все собрать, не могут поместиться у них на парковке. Это формально машины таксопарка, но фактически они стоят на улицах города. Они разбросаны. Современный таксопарк — это просто юридическая форма.
-Я помню, что несколько лет назад картина была диаметрально противоположной. Тогда поднялась волна негатива среди таксистов: крупные таксопарки «пересаживали» их на формат самозанятости. Зачем это было сделано?
-Чтобы снизить расходы на тех же налогах, таксопарки предпочитают не брать сотрудников в штат. Вместо этого человек оформляется как самозанятый, получает разрешение на работу в такси и берет машину таксопарка в аренду. То есть это те же самозанятые, но только, во-первых, они в большинстве случаев иностранцы. И во-вторых, они не на своей машине. Вот что самое страшное. Плюс такой таксист- это человек, который живёт в очень сложных материальных условиях. Соответственно, его физическое состояние при выходе на маршрут гораздо хуже, чем у самозанятых граждан России.
-А как же медосмотр? Это обязательная процедура перед выходом на рейс.
-На этих осмотрах проверяют давление, наркотическое или алкогольное опьянение, - и всё. Это не говорит о реальном физическом состоянии. Никого не интересует, выспался ли водитель. Человек устал, человек плохо питался, и так далее — это проверить невозможно. Это не входит в регламент и обязанности врача. И потом, если таксопарк начнет этим заниматься, ему можно закрыться, потому что ему придётся гораздо больше платить водителю, чтобы он себе арендовал нормальное жилье, тратил больше денег на питание и больше отдыхал.
-Как насчет учета рабочего времени? Эти правила таксопарки тоже умудряются обходить?
-У нас есть факты, когда предрейсовый осмотр в таксопарках не проводили. Водители сами заполняли бланки. Потому что им ехать куда-то отмечаться невыгодно. Отработал смену, поставил машину, сменщик подъехал, забрал эту машину, уехал. Переезды в таксопарк сейчас не нужны. Зачастую и реального таксопарка-то нет. Есть только формальный юридический адрес и несколько парковочных мест, которые всегда заняты. Соответственно, и ехать тоже некуда. Когда я пришёл, в комитет по транспорту и сказал, что самозанятых надо освободить от этого осмотра, потому что это фикция, меня назвали тут же убийцей.
-А что насчет техосмотра в такси? На днях в Совфеде прошел круглый стол, и там эксперты призвали вернуть обязательную процедуру ТО для всех легковых автомобилей, как это было раньше.
-Мы же понимаем, какой это был тогда техосмотр. Это была формальность, далеко не все его проходили так, как положено. Поэтому его в свое время и отменили. Сейчас Минтранс разрабатывает методику, когда самозанятый сможет сам осмотреть машину. И у агрегатора будет опросный лист. Водитель в нем должен будет поставить галочки. Мне кажется, это единственно правильное решение.
-Не хочу никого заранее очернять, но есть риск, что водители будут проставлять галочки автоматом.
-Такой риск есть. Но тогда надо, например, в полис ОСАГО ввести дополнение: если ты отметил, то у тебя должна усилиться ответственность за это. В случае, если произойдёт ДТП, в котором пострадают люди и другие машины, это будет отягчающим обстоятельством в суде. Понятно, сразу это не заработает. Но буквально 2–3 судебных дела, и все начнут понимать. Галочку поставил - отвечай. Вот это будет самый правильный способ, причём это уже есть во всём мире.