Федеральный бюджет 2025-2027: приоритеты и ключевые направления государственной политики

Поддержка семьи, демографии и технологическое лидерство

В Государственную Думу Российской Федерации поступил для рассмотрения проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годы». В чем особенность федерального бюджета на предстоящие три года? Какие приоритеты государственной политики в нем заложены? Именно эти вопросы волнуют сейчас и депутатов, и бизнес, и общество. На эти вопросы отвечает проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Светлана Солянникова.

Поддержка семьи, демографии и технологическое лидерство

Анализ основных параметров проекта федерального бюджета свидетельствует, что он, прежде всего ориентирован  на решение демографических проблем и обеспечение роста уровня жизни граждан, а также структурную трансформацию российской экономики с целью обеспечения технологического лидерства страны. Еще один приоритет – стимулирование развития новых точек экономического роста как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.

Порядка 40% расходов федерального бюджета носят социальный характер. Детский бюджет на 2025-2027 гг. составит более 10 трлн руб. Бюджетные ассигнования по разделу «Социальная политика» запланированы в проекте бюджета на 2025 год в размере 6,4 трлн руб. (15,4% от общей суммы расходов федерального бюджета), в 2027 году они возрастут до 7,24 трлн руб. За счет этих средств будет осуществляться выплата ежемесячных пособий в связи с рождением и воспитанием ребёнка (более 4 трлн руб. за три года,), материнского капитала, субсидий для обеспечения молодых семей жильём и другие социальные выплаты. С целью  демографических проблем с 2025 года будет финансироваться реализация новых национальных проектов «Семья»,  «Продолжительная и активная жизнь», «Молодежь и дети». 

Эти расходы федерального бюджета в первую очередь обеспечивают сложившийся в России устойчивый тренд на снижение бедности: в 2022 году по данным Росстата за чертой бедности находились 14,3 млн россиян (9,8% населения), а в 2024 году снизился до 8,5%.

Достижение национальной цели «Технологическое лидерство» будет обеспечиваться как ростом в 2025 году бюджетных расходов на поддержку приоритетных отраслей национальной экономики на 58% по сравнению с 2024 годом (составят 1,6 трлн руб. в 2025 году, а за три года в совокупности достигнут 6 трлн руб.), так и точечной поддержкой развития территорий с особым экономическим статусом, промышленных парков и технопарков. Так, к 2030 г. планируется создать 100 таких парков, объем расходов на эти цели составит 30 млрд руб. Для поддержки промышленной инфраструктуры внесены изменения в Правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий с целью продолжения практики их предоставления. На финансирование 40 инфраструктурных проектов в приоритетных отраслях в 2025-2027 годах из федерального бюджета будет выделено 225 млрд руб. через «Фабрику проектного финансирования». 

Более 4 млрд руб. планируется выделить из федерального бюджета на развитие особых экономических зон в 4 субъекта Российской Федерации: Санкт-Петербурге, Ивановской, Липецкой и Московской областях.

Эти цифры наглядно свидетельствуют, что расходы федерального бюджета направлены на повышению уровня инвестиционной привлекательности российских регионов, стимулирование их развития, реализацию уникальных проектов в промышленности, высокотехнологичных секторах экономики, логистике и туризме.

В соответствии с представленным проектом федерального бюджета на финансовую поддержку субъектов Российской Федерации планируется направлять ежегодно 3,2 трлн руб., при этом предусмотрено списание 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам (около 650 млрд руб. в 2025-2027 годах) при условии направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций. Это позволит в 2,5 раза снизить к 2030 году уровень накопленного государственного долга субъектов федерации и может стать фактором, обеспечивающим не только экономический рост в стране, но и снижение дифференциации уровня социально-экономического развития регионов и  неравенства граждан как в части реальных доходов, так и доступа к социальным, финансовым и другим услугам.

Эти расходы будут обеспечены ростом доходов федерального бюджета в 2025 году на 11,6% по сравнению с 2024 годом. Источник этого роста в первую очередь выступает внутренний спрос, обусловленный как ростом доходов населения (в среднем на 7% в 2024 и 2025 годах), политикой стимулирования импортозамещения, ростом на этой основе ненефтегазовых доходов федерального бюджета, повышением эффективности налогового администрирования, а также внесенными в налоговое законодательство корректировками в части расчета налоговой базы, размера налоговых ставок и оптимизации налоговых льгот.

Это позволит сохранить уровень первичного дефицита федерального бюджета в диапазоне от 0,5% от ВВП в 2025 году до 1,1% в 2027 году. Этот уровень в 4 раза ниже нормативных требований, установленных для стран Европейского союза. Он не угрожает ни устойчивости федерального бюджета, ни стабильности финансовой системы страны.

В целом, анализ основных параметров и приоритетов федерального бюджета на 2025-2027 годы свидетельствует, что его показатели и динамика адекватны текущей и прогнозируемой ситуации в экономике, учитывают риски санкционных ограничений, а сам бюджет ориентирован на концентрацию бюджетных ресурсов на ключевых задачах и стратегических приоритетах социально-экономического развития России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру