Согласно макроэкономическому обзору ЦБ, в прошлом году номинальная зарплата увеличилась почти на 15%, составив около 75 тысяч рублей. В 2025-м ожидается рост всего на 9%, в 2026-м - на 7% и в 2027-м - на 6,6%. Еще более показательна ситуация с реальными зарплатами: в период с 2025-го по 2027-й год они прибавят соответственно 3%, 2,6% и 2,3%. По данным рекрутинговых агентств, за текущий год только частный бизнес поднял зарплаты сотрудникам в сфере ИТ на 12%, в строительстве — на 11%, в рекламе — на 10%.
Ускоренными темпами процесс увеличения окладов идет в отраслях, которые выполняют государственный заказ. Это, прежде всего, ВПК и предприятия, ориентированные на импортозамещение. У людей, в свою очередь, растут зарплатные ожидания; работодатели стали намного лояльнее к соискателям без опыта, а также пожилого возраста. В основном на рынке труда востребованы инженерно-технические работники (ИТР) средней и высокой квалификации, водители и специалисты в сфере продаж и обслуживания.
Истоки происходящего понятны: дефицит кадров в сочетании с высокой инфляцией заставляет бизнес пересматривать зарплатную политику. Исчерпание производственных мощностей и рабочей силы – таков сегодня основной риск для сферы занятости, заявила на пресс-конференции 13 сентября председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, «чтобы рост зарплат не приводил к усилению инфляции, важно, чтобы он был соразмерен производительности труда».
«Рост зарплат обусловлен чрезвычайными бюджетными расходами. Триллионы рублей вливаются в различные федеральные проекты, связанные, прежде всего, с ВПК, это и есть главный драйвер, - поясняет профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. – И пока продолжается спецоперация, такая динамика будет сохраняться. Причем зарплаты повышают не только военнослужащим и работникам «оборонки», но и водителям (не хватает дальнобойщиков, чтобы везти в Россию товары из Китая), в ТЭКе, на предприятиях по пошиву одежды, в сфере торговли и маркетинга».
Наиболее быстро зарплаты увеличиваются в секторе общепита (кафе и рестораны, закусочные), который не является капиталоемким бизнесом, то есть, почти не нуждается в инвестициях. По словам Зубца, если компании «хотят жить», они всегда могут нарастить долю зарплаты в структуре себестоимости выпускаемого ими товара, конечной продукции. Например, с текущих 50% до 70%. Следовательно, резервы, как правило, есть. Другое дело, что это подхлестывает инфляцию.
«Лучше остальных себя чувствуют те предприятия, что «прислонились» к государственному оборонному заказу. В гражданских отраслях рост, безусловно, тоже есть, но он неконкурентоспособен, - рассуждает ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов. – Хорошего тут мало: создается огромный денежный навес, который ведет к ускорению инфляции, к повышению цен на абсолютно все товары - и первой необходимости, и длительного спроса. Ситуацию усугубляет сокращение импорта».
Вместе с тем, отмечает Смирнов, налицо замедление деловой активности. Бремя дополнительных издержек становится для многих бизнесов неподъемным, да и найти на рынке труда человека с нужными конкретными навыками в условиях общего дефицита кадров становится всё сложнее.
«Квалифицированных специалистов по-прежнему остро не хватает в секторах информационных технологий, программирования и управления проектами, - говорит член экспертного совета по развитию цифровой экономики при Комитете по экономической политики Госдумы Валерий Тумин. – Не отстают строительство и инженерное дело, где в связи с ростом числа и объемов инфраструктурных проектов также наблюдается повышение зарплат. А в условиях, когда экономика не в лучшем состоянии, нужны хорошие менеджеры по продажам. Которые часто получают фиксированный оклад плюс проценты с продаж».