- Минтранс надеется, что «мокрый лизинг» поможет сдержать цены на авиабилеты. Вы с этим согласны и что собой представляет этот механизм?
- «Мокрый лизинг» позволяет взять в аренду самолет сразу вместе с экипажем, страховкой и даже с неким набором технического обеспечения. Это своего рода услуга «под ключ». Мокрый лизинг разрешен только внутри РФ. То есть, одна отечественная авиакомпания может взять в лизинг самолет только у другой отечественной авиакомпании. Допустим, наступил высокий туристический сезон и некая компания понимает, что ей на определенных маршрутах не хватает провозных емкостей. В таком случае она может взять самолет в обычный лизинг. Но для этого придется найти воздушное судно, подходящее по классу и вместимости, обучить своих пилотов, если у них нет должной квалификации и так далее. Пока компания будет со всем этим разбираться, сезон закончится. В мокрый лизинг берется самолет уже с сертификатом летной годности, с обученным экипажем, системой страхования. Авиалайнер берут на несколько месяцев, и он летает под флагом арендатора.
-Эта схема даже звучит дорого.
-Да, но если мы прикинем, сколько компании придется потратить на обучение летного состава, подготовку инженерных специалистов, страховку, то станет очевидно, что выгоднее именно мокрый лизинг.
-И у нас в России, где наблюдается проблема с провозными емкостями, найдутся компании с «лишними» самолетами?
-Такое случается. Предположим, перевозчик летает на «Боингах» летом и у него все хорошо. Между тем зимой на ряде направлений пассажиропоток падает, и ему приходится летать с полупустыми бортами. Это убыток. Одновременно, у другой российской компании есть, например, Superjet, который в два раза меньше, а значит, будет летать с полной загрузкой. Мокрый лизинг - механизм великолепный, и за рубежом его широко используют. С 1 сентября этого года и Россия законодательно разрешила использовать механизм «мокрого» лизинга.
-Второй механизм, предложенный Минтрансом для сдерживания роста стоимости авиабилетов, это каботажные перевозки. В этой схеме уже фигурируют иностранные перевозчики. Что вы об этом думаете?
-Наши авиакомпании, наверное, не рады такому предложению, потому что часть отечественного рынка зарубежные конкуренты возьмут на себя. Но надо все-таки понимать, что такие перевозки иностранные компании могут осуществлять только с разрешения Росавиации. Их полеты будут учитывать интересы отечественных перевозчиков в первую очередь.
Справка «МК»
Каботажные авиаперевозки — это перевозки пассажиров и грузов внутри одной страны, выполняемые иностранными авиакомпаниями. Термин «каботаж» происходит от латинского слова «cabotage», что означает «прибрежное судоходство». В контексте авиации каботажные перевозки касаются внутренних рейсов, которые осуществляются не национальной авиакомпанией, а авиакомпанией из другой страны.
-Получается, Россия как суверенная страна, может устанавливать свои правила и управлять воздушным движением. Захотим – дадим разрешение, не захотим – откажем?
-Что касается иностранных перевозчиков, то их допуски на наш рынок осуществляются на основе двухсторонних межправительственных соглашений. Допустим, турецкая авиалиния скажет: хочу летать в Самару или в Казань. Росавиация рассмотрит эту заявку, и если это не противоречит российским интересам, то ей будет выдано разрешение. Если же будут найдены противоречия логике межправительственного соглашения, полеты не разрешат. Если вердикт будет положительным, то, к примеру, турецкая компания начнет летать в ту же Самару, а российская, допустим, в Анталию, так как межправительственное соглашение предполагает равные условия на рынках двух стран.
-Другой спасительный механизм — это овербукинг или продажа большего числа билетов, чем количество мест в самолетах. Разве это не обман потребителей?
-Этим механизмом эффективно пользуются зарубежные компании во многих странах. При этом в законах об овербукинге прописаны определенные правила ответственности авиакомпаний. То есть, они не могут просто так отказать пассажиру в перевозке, если вдруг пришло больше пассажиров на рейс. В таком случае компания, к примеру, пересадит путешественников в салон выше классом или предложит улететь через пару часов следующим рейсом с небольшой финансовой компенсацией. В итоге перевозчики не будут гонять по маршрутам незаполненные самолеты (вдруг, кто-то опоздал на рейс, заболел, или передумал), но и пассажиры не окажутся в проигрыше.