Как спасти российские перевозки от подорожания: мокрый лизинг, каботаж и овербукинг

Эксперт оценил новые способы снижения цен на авиабилеты

Ситуация на авиарынке страны продолжает ухудшаться. Глава Минтранса Роман Старовойт заявил, что стоимость авиабилетов в России в первой половине года выросла почти на 20%. При этом отраслевые эксперты подчеркивают, что заполняемость самолетных кресел небывалая в истории и в скором времени спрос может превысить возможности авиакомпаний: билетов станет меньше, а те что останутся, подорожают. В попытке минимизировать возможные последствия нехватки провозных емкостей в Минтрансе разрабатывают вспомогательные механизмы: мокрый лизинг, каботажные авиаперевозки и овербукинг. Что это такое и помогут ли эти схемы обуздать цены на билеты? Об этом «МК» рассказал главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров.

Эксперт оценил новые способы снижения цен на авиабилеты

тестовый баннер под заглавное изображение

- Минтранс надеется, что «мокрый лизинг» поможет сдержать цены на авиабилеты. Вы с этим согласны и что собой представляет этот механизм?

- «Мокрый лизинг» позволяет взять в аренду самолет сразу вместе с экипажем, страховкой и даже с неким набором технического обеспечения. Это своего рода услуга «под ключ». Мокрый лизинг разрешен только внутри РФ. То есть, одна отечественная авиакомпания может взять в лизинг самолет только у другой отечественной авиакомпании. Допустим, наступил высокий туристический сезон и некая компания понимает, что ей на определенных маршрутах не хватает провозных емкостей. В таком случае она может взять самолет в обычный лизинг. Но для этого придется найти воздушное судно, подходящее по классу и вместимости, обучить своих пилотов, если у них нет должной квалификации и так далее. Пока компания будет со всем этим разбираться, сезон закончится. В мокрый лизинг берется самолет уже с сертификатом летной годности, с обученным экипажем, системой страхования. Авиалайнер берут на несколько месяцев, и он летает под флагом арендатора.

-Эта схема даже звучит дорого.

-Да, но если мы прикинем, сколько компании придется потратить на обучение летного состава, подготовку инженерных специалистов, страховку, то станет очевидно, что выгоднее именно мокрый лизинг.

-И у нас в России, где наблюдается проблема с провозными емкостями, найдутся компании с «лишними» самолетами?

-Такое случается. Предположим, перевозчик летает на «Боингах» летом и у него все хорошо. Между тем зимой на ряде направлений пассажиропоток падает, и ему приходится летать с полупустыми бортами. Это убыток. Одновременно, у другой российской компании есть, например, Superjet, который в два раза меньше, а значит, будет летать с полной загрузкой. Мокрый лизинг - механизм великолепный, и за рубежом его широко используют. С 1 сентября этого года и Россия законодательно разрешила использовать механизм «мокрого» лизинга.

-Второй механизм, предложенный Минтрансом для сдерживания роста стоимости авиабилетов, это каботажные перевозки. В этой схеме уже фигурируют иностранные перевозчики. Что вы об этом думаете?

-Наши авиакомпании, наверное, не рады такому предложению, потому что часть отечественного рынка зарубежные конкуренты возьмут на себя. Но надо все-таки понимать, что такие перевозки иностранные компании могут осуществлять только с разрешения Росавиации. Их полеты будут учитывать интересы отечественных перевозчиков в первую очередь.

Справка «МК»

Каботажные авиаперевозки — это перевозки пассажиров и грузов внутри одной страны, выполняемые иностранными авиакомпаниями. Термин «каботаж» происходит от латинского слова «cabotage», что означает «прибрежное судоходство». В контексте авиации каботажные перевозки касаются внутренних рейсов, которые осуществляются не национальной авиакомпанией, а авиакомпанией из другой страны.

-Получается, Россия как суверенная страна, может устанавливать свои правила и управлять воздушным движением. Захотим – дадим разрешение, не захотим – откажем?

-Что касается иностранных перевозчиков, то их допуски на наш рынок осуществляются на основе двухсторонних межправительственных соглашений. Допустим, турецкая авиалиния скажет: хочу летать в Самару или в Казань. Росавиация рассмотрит эту заявку, и если это не противоречит российским интересам, то ей будет выдано разрешение. Если же будут найдены противоречия логике межправительственного соглашения, полеты не разрешат. Если вердикт будет положительным, то, к примеру, турецкая компания начнет летать в ту же Самару, а российская, допустим, в Анталию, так как межправительственное соглашение предполагает равные условия на рынках двух стран.

-Другой спасительный механизм — это овербукинг или продажа большего числа билетов, чем количество мест в самолетах. Разве это не обман потребителей?

-Этим механизмом эффективно пользуются зарубежные компании во многих странах. При этом в законах об овербукинге прописаны определенные правила ответственности авиакомпаний. То есть, они не могут просто так отказать пассажиру в перевозке, если вдруг пришло больше пассажиров на рейс. В таком случае компания, к примеру, пересадит путешественников в салон выше классом или предложит улететь через пару часов следующим рейсом с небольшой финансовой компенсацией. В итоге перевозчики не будут гонять по маршрутам незаполненные самолеты (вдруг, кто-то опоздал на рейс, заболел, или передумал), но и пассажиры не окажутся в проигрыше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29357 от 9 сентября 2024

Заголовок в газете: На каботаж!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру