Эти цифры на полях Восточного экономического форума озвучила первый замминистра труда РФ Ольга Баталина. Сама она в проблеме нехватки рабочих рук винит урбанизацию общества. Традиционно многодетные семьи были в сельской местности. Однако из-за того, что жить на этих территориях становится все тяжелей, молодое поколение рвется в город и создает семьи по городским стандартам: один, в редких случаях два ребенка.
По большому счету это проблема не новая, нельзя сказать, что она является неким откровением дня сегодняшнего. В России много разных масштабных программ и нацпроектов, которые так или иначе касаются и демографии, и рынка труда. Но вот такого проекта, чтобы каким-то образом остановить или затормозить нашу старость, нет и вряд ли в обозримой перспективе появится.
Разные деятели предлагают свои варианты выхода из демографического кризиса. Так, в Госдуме высказали инициативу создать в правительстве специальное ведомство по подготовке кадров в области демографии. С целью уже в будущем довести долю многодетных семей в России до 51 и даже более процентов.
Но это задача неблизкая. Сегодня правительство как может пытается удержать пожилых сотрудников на рынке труда. Вот и восстановленная индексация пенсий работающим с 2025 года – из этой серии. Параллельно увеличивается поддержка многодетных семей – это уже шаги на будущее.
Сможем ли мы выкарабкаться из этого тупика – когда население страны старится быстрее, чем пополняется молодыми кадрами? Об этом спрашиваем профессора Финансового университета при Правительстве РФ Александра Сафонова.
– Как может сократиться ВВП России, если в обозримой перспективе с рынка труда уйдут почти 5 миллионов человек?
– Пока этого сказать невозможно. Показатели должны учитывать не только ту продукцию, которая не будет произведена, но в том числе не будет и потреблена. Некоторые зарубежные ученые ранее делали оценку устойчивости Пенсионного фонда. Пришли к выводу, что если рост ВВП составляет 5 и более процентов в год, то проблем в экономике не возникает.
– Но у нас нет таких темпов развития…
– Не хочу гадать на кофейной гуще. По всем канонам, в России сегодня не должно быть никакого экономического роста. На Западе, когда вводили против нас санкции, на это и рассчитывали, были уверены, что наша экономика развалится. А она, вопреки всему, показывает рост.
Однако проблема с трудовыми ресурсами стоит серьезная. Тут и снижение численности граждан трудоспособного возраста, и сокращение рождаемости в стране. По данным Росстата, коэффициент рождаемости в 2023 году составил 1,41, а скажем, в 2015 году он был 1,78. Как видим, это достаточно большое снижение.
К 2045 году в структуре населения лиц старшего поколения увеличится – с текущих значений 23,6% до 27%. И составит примерно 35,3 миллиона человек. Заметим: это будет происходить на фоне сокращения численности трудоспособного населения. К 2045 году на 1000 человек трудоспособного населения в России будет приходиться 243 ребенка (возрастом до 15 лет) и 442 пенсионера. Почти 700 человек, которых государство должно обеспечивать. Это очень высокая нагрузка. Проблему нужно решать.
– Каким образом?
– Существуют тактические и стратегические подходы. Тактические – это бороться за трудоспособное население, поднимать качество жизни и здравоохранения в стране. Привлекать мигрантов, как делают многие развитые страны. Параллельно решать стратегическую задачу, повышать рождаемость.
Чтобы хотя бы поддерживать сегодняшнюю возрастную структуру, коэффициент рождаемости должен быть 2,1 (то есть больше двух детей в среднем на семью), а он сегодня, как я уже сказал, 1,41. Необходимо кардинально менять подход к семьям с детьми. Сейчас действует принцип: станете бедными – начнем помогать. А должно быть – чем больше детей в семье, тем вы увереннее себя чувствуете. Такие программы дорогостоящие для государства, но без них не обойтись.