Россия вынуждена искать альтернативные пути платежей и проведения транзакций в рамках ВЭД и выходы на альтернативные рынки капитала. Государство делает это в условиях беспрецедентных санкций, что создает дополнительные издержки для нашей экономики и совершенно неожиданные проблемы, возникающие в проведении стандартных операций. Подробнее сложившуюся ситуацию описал президент агентства «БизнесДром» Арсений Поярков.
С одной стороны, с контрагентами – Китаем, Индией, странами ЮВА, другими государствами Азии и Африки торговый оборот растет и достиг рекордных объемов. С другой – многие банки боятся вторичных санкций, проблем при работе с Европой и США в случае активизации сотрудничества с российскими банками и компаниями.
Конечно, иначе как «беспределом» предупреждение банкам третьих стран со стороны Минфина США о работе с филиалами российских банков назвать сложно – глава ВТБ Андрей Костин совершенно прав в такой оценке.
«Раньше у Минфина США требования к санкциям были на пять уровней ниже, они всегда говорили, мы не нарушаем ничей суверенитет. Сейчас они вот эту границу точно переступили», – сообщил Костин в интервью РБК на ВЭФ.
В сущности – это и есть «срыв масок»: если санкции касались работы с американскими банками и компаниями, то это было в принципе право США. Но когда американский регулятор залезает на суверенное поле регулирования финансовых рынков и транзакций в других странах – это уже совершенно другое.
Минфин США, не являясь международной организацией, не представляя хоть какое-то международное сообщество, устанавливает правила и даже угрожает санкциями банкам и компаниям других стран. Какой следующий шаг? Прямое вмешательство в операции банков или регуляторов в третьих странах? Прямое нарушение экономического суверенитета – вот с чем уже столкнулся «глобальный юг».
Да, формально это направлено против России. Но на самом деле это суть западной финансовой системы, десуверенизация других рынков, давление на них, установление во всем мире своих правил. Такая модель не может быть устойчивой, и она точно не в интересах стран глобального юга. И именно поэтому создание альтернативной финансовой и платежной системы, инфраструктуры и принципов ее регулирования – это важнейший вопрос для всех стран.
Россия в каком-то смысле вынужденно оказалась в авангарде этого процесса, но очевидна заинтересованность и наших больших партнеров – Индии, Китая, других стран БРИКС, стран Южной и Юго-Восточной Азии и даже Америки.
На сессии Бизнес-диалог «Россия – Китай» ВЭФ-2024 руководитель департамента развития международных расчетов банка ВТБ Ольга Баша отметила: «Хоть мы и сталкиваемся с огромными вызовами, потому что те санкционные меры, которые наши западные коллеги сегодня внедряют, естественно, очень осложняют работу... И китайские банки опасаются вторичных санкций, и китайские контрагенты наших компаний опасаются работать. Но мы ведем разъяснительную работу как с банками, так и с клиентами, и расчеты идут. Мы фактически – некий расчетный хаб между нашими странами. И важно соответствовать. Сейчас ситуация уже более равномерна, стабильна. Мы на самом деле идем невероятно быстрым темпом по расширению».
Арсений Поярков выразил уверенность, что, несмотря на усилия американских «коллег», наша страна справится с новым вызовом и продвинется к цели построения альтернативной финансовой системы.