Справедливости ради нужно заметить, что плавного повышения тарифов в 2024 году власти и не обещали. Ну, хотя бы потому, что их до этого не повышали в принципе полтора года – с декабря 2022-го. А инфляция за эти полтора года успела не на шутку разогнаться, поэтому средний рост тарифов под 10% смотрелся вполне нормально.
До тех пор пока люди не получили в августе первые квитки об оплате с новыми суммами. У многих из них суммы вызвали шок. И полетели жалобы и недоуменные вопросы в управляющие компании, общественные организации по ЖКХ, в чаты в соцсетях...
Какие там 9,8%? Жители Костромы жалуются, что за содержание общедомового имущества им насчитали в четыре раза больше, чем было. А в целом за двушку платеж вырос с 3850 до 8250 рублей — более чем в два раза. Есть города в Рязанской, Калужской, Тюменской областях, где итоговая сумма выросла в 1,5-2 раза. Во Владивостоке за водоотведение жителям придется отдавать больше на 25-30%... К сожалению, этот список можно продолжать и продолжать.
Возникает вопрос: зачем централизованно устанавливать средний рост тарифов, если на местах на них в буквальном смысле чихать хотели? Суть в правилах, которые допускают исключения. В стране шесть видов коммунальных услуг: горячая и холодная вода, электро- и газоснабжение, вывоз ТКО и водоотведение. Новые значения по тарифам для каждого региона устанавливает федеральное правительство в лице Федеральной антимонопольной службы,. Например, в Хакасии в нынешнем году они должны были вырасти всего на 4%, а в Забайкальском крае в среднем на 15%. Казалось бы, все строго.
Но эти прилетевшие сверху средние значения, как выясняется, на местах очень легко обходить. Поскольку региональные власти по заявке от муниципалитетов устанавливают собственные отклонения от тарифов. Если в каком-то городе или районе выполняется масштабная инвестиционная программа по замене трубопроводов или коммунального оборудования, то на деле этот тариф может оказаться и в два, и в три раза выше среднего. С тем чтобы привлечь дополнительные средства с населения. И, по сути дела, все по закону, не придраться. Хотя проверить, меняются ли на самом деле трубы и в каком объеме, жителям не так-то просто. Вот и получается «средняя температура по больнице»: в теории рост на 10%, а в реальном квитке - на 40.
- Как в целом население восприняло июльский рост тарифов, который до жильцов «дошел» в августе вместе с новыми платежками?
- Более болезненно, чем в предыдущие годы, - рассказывает председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ Константин Крохин. - И понятно почему. Суммы в квитке состоят не только из коммунальных, но и из жилищных платежей. Раньше в среднем тарифы росли на 6% в год, а нынче - почти в два раза выше... Ведь кроме тарифов на коммунальные услуги выросла плата и на содержание жилья.
- В чем конкретно выразился этот рост?
- Например, в некоторых регионах капремонт почти равен размеру ставок на текущий ремонт: 18-25 рублей за один квадратный метр. Но если то, как подметаются придомовые территории или моются полы в лифтах, можно проверить и оценить, то капремонт - это что-то очень абстрактное и далекое. За него можно платить 20 лет, а когда очередь дойдет до ремонта вашего дома, то выяснится, что денег на него нет.
- Но ведь у людей, согласно официальным статданным, растут зарплаты и доходы. Казалось бы, проблем с оплатой ЖКХ, пусть даже и повышенной, быть не должно?
- Расходы все равно растут быстрее. Тут целый комплекс проблем, который тянется еще со времен пандемии коронавируса. Можно даже по статистике проверить. Тарифы увеличились на 10%, на столько же увеличатся и долги по коммуналке. Новый уровень платежей население уже не потянет. Наверняка снизится собираемость, и это негативно отразится на отрасли.
- Как получается, что формально в среднем тарифы повысились на 10%, а фактически в некоторых регионах и на 20, и на 30%?
- Есть одна хитрость. Указанные 10% - это в среднем по всем тарифам. А по отдельным рост может быть гораздо большим… Например, на газ ценники могли вырасти в 2-3 раза. Проблема связана с переходом на обслуживание в единую газораспределительную организацию. Кроме того, расходы на коммуналку увеличиваются не только из-за роста тарифов, но и из-за повышения потребления ресурсов – очень часто фиктивного. Когда отменили 5-процентный барьер затрат на общедомовые нужды, управляющие компании чуть ли ни повсеместно повысили выплаты в 2-3 раза. Это просто бизнес на населении.
- Многим кажется, что коммунальщикам оставлена лазейка для выкачивания денег из населения сверх всяких нормативов, спускаемых сверху. Почему не установить не среднюю, а верхнюю границу роста тарифов, через которую нельзя переступать по закону? Тогда и злоупотреблений никаких не будет.
- Чиновники - народ опытный. Президент сказал – нужно ограничить рост, его формально и ограничили этими процентами. Но таким образом, что ограничение можно обходить, манипулируя отклонениями в разные стороны. Для многих это просто бизнес, возможность легкого заработка на населении.