Берри Уолл: 40 нарядов за утро
Франт и кутила Берри Уолл из Нью-Йорка был известным в 19 веке миллионером. Огромное наследство ему досталось от отца и деда. Но вместо того, чтобы свои богатства приумножить, мужчина начал их тратить направо и налево. Так, например, свой день он начинал с бокала шампанского вместо стакана воды. А за модные шмотки был готов отдать практически все деньги, нажитые его близкими родственниками. Уолл легко мог в магазине приобрести сразу 5 000 галстуков и 300 пар перчаток. Американец был настолько помешан на своем внешнем виде, что однажды на спор за одно утро переодел около 40 нарядов. Журналисты наперегонки писали развлекательные материалы о различных видах одежды Уолла. И его это настолько вдохновило, что он в итоге стал первым человеком в Америке, надевшим смокинг.
Расточительность Уолла, в конце концов, привела его к банкротству, и он уехал из Нью-Йорка в Париж. Там экс-миллионер и скончался, оставив на своих счетах всего 12 608 долларов.
Стенли Хо: сотни тысяч долларов на грибы
Самый известный «игорный король» в мире Стенли Хо сколотил свое многомиллиардное состояние на сети казино в Макао. Он прожил долгую жизнь, скончавшись на больничной койке четыре года назад в возрасте 98 лет. Патриарх игорного бизнеса в последние годы страдал от болезни Паркинсона, почечной недостаточности и последствий перенесенного инсульта. Но зато очень любил бросать деньги на ветер, не считая ни копейки.
Открыв в свое время казино в Португалии, Гонконге и других странах мира, он потратил $30 млн, чтобы открыть игровой дом в Пхеньяне, столице Северной Корее. Вкладывал баснословные деньги в развитие танцевальной индустрии в Азии и в строительство теннисных кортов. В своих многочисленных интервью он признавался, что каждый свой день начинает с игры в большой теннис. А на десерт предпочитает не сладкое, а грибы — трюфели. И несколько лет назад, еще будучи на ногах, переплюнул всех, купив за $330 тыс. два итальянских трюфеля весом 900 и 400 граммов. Но, как потом выяснилось, он не смог их попробовать на вкус: они оказались перезрелыми и немного подгнившими изнутри. По слухам, любовь к трюфелям передалась и его семнадцатому ребенку от четвертой жены, инструктора по танцам. На момент его рождения Стенли Хо было 77 лет.
Датта Фуге: весь покрытый золотом
Одним из самых расточительных и необычных миллионеров до недавнего времени считался житель Индии Датта Фуге. Свое огромное состояние он заработал на выдаче кредитов. И понеслось: богатей начал приобретать в несметных количествах золотые медальоны, массивные цепи, браслеты. Но больше всего ему нравилась скупать слитки золота. По его словам, именно в таком исполнении этот драгоценный металл приводил его в восторг больше всего остального.
До 2013 года о миллионере и его экстравагантном хобби знала только родная Индия. Но он захотел всемирной славы, купив себе уникальную семикилограммовую рубашку, полностью сделанную из чистого золота, за 240 тысяч долларов. Необычный предмет одежды Фуге собрали из 14 000 кусочков драгоценного металла 22 карата, украсив семью пуговицами с кристаллами Сваровски. Даже манжеты у рубашки были золотые. Мало того, он заказал себе еще и золотой ремень с оригинальным дизайном. На всю работу золотых дел мастера потратили две недели, причем трудились не покладая рук ежедневно по 16 часов.
На многочисленные обвинения в крайнем расточительстве Фуге отвечал: «Люди покупают автомобили и посещают курорты. А моя главная страсть – золото. Именно поэтому я потратил столько денег на золотую рубашку». Позже к этому объяснению добавилась «романтическая» версия: «Знаю, что я некрасив, не пользуюсь особым успехом у женщин. Но перед моей золотой рубашкой устоять невозможно».
Вдоволь насладиться ношением золотой рубашки индийский миллионер не смог: в 2016 году его жизнь трагически оборвалась. Датту Фуге убили в драке на одной из вечеринок. А вот рубашка осталась «жива». И даже попала в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой предмет одежды.
Стивен Коэн: законсервированная акула в коллекцию
Еще одним сумасбродным богатеем считается основатель и владелец инвестиционной компании, а также акционер бейсбольной команды, американец Стивен Коэн. Его страсть — произведения современного искусства: его коллекция картин оценивается почти в миллиард долларов. Однако известен всему миру он стал, когда приобрел аквариум с мертвой тигровой акулой.
Пятиметровая хищница была поймана в 1991 году у берегов Австралии, после чего британский художник Дэмьен Херст законсервировал ее в растворе формальдегида и сделал из нее арт-объект. Достаточно долгое время законсервированная рыба принадлежала коллекционеру и галеристу Чарльзу Саатчи. Но в 2004-м случилось непредвиденное. Из-за неправильного введения формальдегида хищница стала разлагаться, и Саатчи захотел как можно быстрее от нее избавиться, выставив арт-объект на продажу.
Покупатель, как ни странно, нашелся быстро. Им стал Стивен Коэн, который выложил за разлагающуюся акулу баснословные восемь миллионов долларов. Правда, долго у нового хозяина она не «прожила». Позднее хищницу, ставшую произведением искусства, пришлось дважды менять на новых.
Поиск новых эмоций и детские травмы
Расточительство богатых людей может объясняться сразу несколькими причинами. Как указала директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова, возможно, что эти люди ведут себя в соответствии с той реальностью, в которой они живут. У них сверхдоходы, которым соответствуют сверхрасходы, и вполне возможно, что эти траты в той системе координат не являются расточительством. В целом наше обхождение с деньгами отражает наш уровень контакта и понимания реальности. «Покупая какую-то вещь, любой человек оплачивает, прежде всего, эмоцию: радость, удовольствие, открытие нового, восхищение, — говорит эксперт. — Очень богатым людям сложнее найти в этом мире такие приобретения, которые принесли бы им яркие эмоции. Поэтому их покупки так часто удивляют, а иногда и возмущают других людей». К сожалению, в той или иной мере гиперпотреблением страдают большинство людей, живущих в так называемых экономически развитых странах. Этому способствует рост благосостояния населения, маркетинг, реклама, растущее производство, доступность кредитных денег. Все это влияет на человека очень соблазняюще. В целом люди покупают больше, чем они могут потребить. В этом отражается общая психологическая и эмоциональная напряженность и неудовлетворенность современного человека, считает Макарова.
«Чаще всего такое поведение является компенсацией недостатка в чем-либо, — продолжает тему клинический психолог, гипнотерапевт Тимур Киреев. — В основе может лежать детская травма, связанная с депривацией — невозможностью удовлетворить свои потребности». Жизнь в бедности, строгое воспитание с наказаниями, недостаток любви и поддержки со стороны родителей, непринятие со стороны других детей — все это может быть причиной гиперпотребления. Человеку с таким поведением надо разобраться со своими потребностями. Часто он тратит огромные деньги на то, что его потребность, неудовлетворенную еще в детстве, не закрывает. «Вот купил он огромный дом, а потребность у него не в доме, а в любящей семье», — приводит пример психолог. Просто мозг истинную потребность «спрятал» за очень похожей, потому что истинную признать очень тяжело и больно. И выходит, что человек постоянно «выстреливает» в «8», а в «10» не попадает, потому и остановиться не может. «Потому главный совет — идите в терапию, — продолжает Киреев. — А на повседневном уровне можно вести «Дневник радости»: записывать в него, что порадовало за день. Какие ассоциации из детства это рождает? Чего бы ещё хотелось получить в связи с пережитой радостью?». В несложных случаях, такой дневник поможет человеку осознать другие источники радости и переключить активность со сверхпотребления на что-то другое, подчеркнул психолог.
Синдром демонстративного потребления
Как напомнил завкафедрой общей психологии Московского института психоанализа Иван Хватов, демонстративным потреблением называется акт покупки человеком чего-либо дорогого, при этом не являющегося необходимым для жизни. Этот термин был введён в самом конце XIX века американским экономистом и социологом Торстейном Вебленом. В современной поведенческой экономике есть даже такое понятие, как «эффект Веблена». Он противоположен закону спроса: чем выше цена на определенный товар, тем более он соблазнителен для некоторой группы людей. Эффект демонстративного потребления можно объяснить с помощью теории социальной идентичности. Согласно ей, люди осуществляют самоидентификацию, отвечая на вопрос о том, к какой социальной группе они принадлежат. Кто я — бедный или богатый? Если на этот вопрос человек отвечает, что он богатый, значит, в своём поведении он должен соответствовать ряду критериев. Он будет стремиться позиционировать себя в таком качестве: посещать престижные места и покупать вещи дорогих брендов.
Нужно заметить, что феномен демонстративного потребления является социальным и чаще всего встречается в обществах с выраженным экономическим неравенством и со слабым развитием институтов, поддерживающих социальную справедливость, где очень большой разрыв между бедными и богатыми. Сам Веблен этим феноменом — демонстративным потреблением — описал определённый социальный класс, возникший в США в конце XIX — начале XX века: он назвал их «новыми богатыми». Это были лица, которые резко смогли поднять свой статус и доход благодаря индустриальной революции. «Думаю, что вы легко можете провести параллель, в том числе и с молодой Россией 90-х годов, — отмечает Хватов. — У нас тогда широко был распространён термин «новый русский». Это люди, которые тоже смогли резко поднять свой статус и материальное благосостояние за короткое время». Мотивация здесь достаточно простая. Человек стремится всеми силами показать: «Вот вчера я был никем и мне едва хватало на хлеб с маслом, а теперь я обладаю огромными ресурсами и хочу это продемонстрировать всеми возможными способами».
Специалисты говорят о демонстративном потреблении в основном в негативной коннотации, ведь оно приводит к росту экономического и социального неравенства. Механизм очень простой: в обществе есть люди, которые хотят соответствовать критериям богатых людей, но понимают, что недостаточно состоятельны для того, чтобы ездить на дорогих машинах, отдыхать в роскошных отелях, покупать драгоценности... Чтобы исполнить свое желание, они берут кредиты. Фактически эти люди живут не по средствам. В конечном счёте это приводит к тому, что человек нищает, ещё больше опускается в экономическом и социальном плане.