Прежде всего «сильные мира сего» хотят сделать упор на охлаждение спроса. Умерить желание брать кредиты финансовые власти намерены у трех видов заемщиков — это госкомпании и компании с участием государства, получатели кредита с субсидированной ставкой и розничный сектор. В «высоких кабинетах» понимают, что рост заимствований со стороны первого типа предприятий связан с ожиданиями как их самих, так и взаимодействующих с ним банков, что в случае возникновения проблем кредиты будут возвращены с помощью бюджета. Субсидированные займы также связаны с государственной поддержкой. А интерес к розничному кредитованию у населения объясняется ожиданием граждан дальнейшего ухудшения ситуации с инфляцией и желанием приобрести товары и услуги побыстрее, пока они не подорожали. Для того, чтобы снизить спрос, власти предлагают заставить банки изменить подходы к оценке финансового положения госкомпаний и граждан. Кроме того, планируются уменьшить субсидии по кредитам для малого и среднего бизнеса, а также для аграриев и компаний-экспортеров.
Напомним, что накануне, на совещании по экономическим вопросам, президент Владимир Путин призвал Банк России изменить методы борьбы с инфляцией. Ужесточение денежно-кредитной политики, то есть повышение ключевой ставки до 18%, по его мнению, не оказало должного воздействия на рост цен. Он посоветовал регулятору координировать свою политику с правительством и найти другие источники снижения инфляции. В частности, сосредоточиться на росте предложении, ведь если товаров на внутреннем рынке будет много, то и цены пойдут вниз.
Любопытно, что на состоявшейся 29 августа пресс-конференции по проекту основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025–2027 годы Алексей Заботкин подчеркнул, что регулятор видит необходимость в поддержании жесткой стратегии (то есть, удержании высокой ключевой ставки) более длительный период, чем рассчитывал годом ранее. Он отметил, что потребуется сохранение такой политики в течение всего 2025 года, а затем, благодаря снижению перегрева экономики, инфляция начнет возвращаться к цели в 4%. При этом Заботкин не исключил изменения ключевой ставки на ближайших заседаниях, хотя целесообразность такого решения будет определяться Банком России по мере поступления новых данных. По словам зампреда ЦБ, доля экономики, которая не так чувствительна к денежно-кредитной политике, увеличилась. Это означает, что для достижения низкой инфляции требуется более значительное изменение ключевой ставки.
Насколько сработают те рецепты замедления цен, что выписывают власти? За комментариями «МК» обратился к экспертам. Как отметил руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергей Соловых, за высокие темпы роста российской экономики, несмотря на рекордное количество санкций в адрес отечественных компаний, приходится «расплачиваться» ростом кредитования бизнеса, что отражается на инфляции. Так, объём выданных корпоративных кредитов за последние 3,5 года практически удвоился: если на начало 2021 года он составлял 44,8 трлн рублей, то на 1 июля 2024 года уже достиг 78,3 млн рублей. При этом темпы ускоряются. Например, в июне рост составил 1,5% к предыдущему месяцу, а в июле 2,3%. Очевидно, что только высокая ключевая ставка его не сдерживает. «Текущий рост корпоративного кредитования отражает то, что компаниям нужны средства для импортозамещения, расширения производства в условиях роста спроса, — говорит инвестиционный советник Юлия Кузнецова. — Они вынуждены брать займы на эти цели, но с ростом ставки, плата за кредиты съедает всё больше от их прибыли. Значит, в перспективе, их прибыли могут упасть, а цены вырасти».
По словам ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, правильным решением в этой ситуации может быть временное сокращение со стороны государства, как акционера ряда крупнейших публичных компаний с госучастием, инвестиционных программ этих компаний. Таким образом, и финансирования, в том числе, заёмного, госкомпаниям понадобится намного меньше, а какие-то крупномасштабные проекты могут быть этими корпорациями вообще отложены, если только они не носят социального характера. А вот сворачивание льготных кредитов малому и среднему бизнесу, а также сельскому хозяйству — плохая идея, если только нет альтернативных механизмов недорогого финансирования этих отраслей экономики. Иначе производители будут закладывать в издержки повышенный процент по кредитам, что только приведёт к росту инфляции вместо её снижения.
Что касается потребительского кредитования, то оно постепенно начинает замедляться, но всё ещё демонстрирует рост, что в условиях высокой ключевой ставки является аномалией. Например, в июле выросло на 1,4% к июню. По словам Соловых, тут уже регулирование напрямую отразится на россиянах. Судя по последним озвученным регуляторным решениям в сфере необеспеченного потребкредитования и МФО, будет создаваться такая ситуация, когда самим финансовым организациям будет невыгодно выдавать деньги взаймы. Это будет достигаться за счет ужесточение требования регулятора к участникам рынка (будут повышены макропруденциальные лимиты и надбавки). Возможны и другие меры, например, увеличение времени между оформлением и выдачей средств, а также требование к более тщательной проверке клиента.
«Мы полагаем, что разумной мерой была бы приостановка хотя бы на некоторое время необеспеченного потребительского кредитования, то есть кредиты «на любые цели» было бы разумно временно выдавать только под залог имущества — квартиры, дачи, земельного участка или автомобиля, и при этом можно было бы ограничить максимальные суммы, доступные по кредитным картам, допустим, не более 100 тыс. руб. по одной карте, — считает Мильчакова. — А также можно было бы временно запретить рекламу потребительских кредитов на ТВ, в общественном транспорте и на остановках». Что касается автокредитов, которые нередко «обвиняются» в том, что это именно они генерируют инфляцию, здесь нужно действовать очень осторожно, так как в условиях, когда иностранные автомобильные бренды практически ушли с российского рынка, либо сильно подорожали, поддерживать производство и продажу автомобилей сейчас намного важнее, чем ограничивать. Может быть, здесь бы стоило подумать о том, чтобы государство разработало бы какие-либо альтернативные механизмы поддержки спроса на автомобили, не увеличивая при этом объёмы кредитования населения, например, субсидируемое государством приобретение автомобиля, произведенного в России, в рассрочку прямо у производителя, полагает эксперт.