Удар по яйцам: рост цен на продукт хотят ограничить с помощью наценок

Производители и ритейлеры по разному объясняют причины подорожания куриных яиц

Чтобы куриные яйца стали доступнее для покупателя, птицеводы предлагают ограничить на них наценки в торговых сетях. Сегодня они составляют в среднем 20%. Росптицесоюз уже направил в Федеральную антимонопольную службу соответствующее письмо.

Производители и ритейлеры по разному объясняют причины подорожания куриных яиц

тестовый баннер под заглавное изображение

За последний год куриные яйца побили все рекорды подорожания среди социально значимых продуктов. По данным Росстата, они дали прибавку в цене в 37,3% А ценовой пик был зафиксирован в декабре 2023-го: 132 рубля за десяток. Официально небывалое подорожание объяснялось эпидемией куриного гриппа, из-за которого птицеводы были вынуждены уничтожать поголовье сотнями тысяч штук. Правительство в конце 2023 года даже открыло беспошлинный ввоз  в Россию импортного яйца. 

Усилия правительства не прошли даром: с начала нынешнего года куриные яйца неуклонно дешевеют. Но если в 2023 году они подорожали сразу на 60 %, то в 2024 году они сбавляют в цене по 1-2 % в месяц. Например, за неделю с 13 по 19 августа яйца подешевели на 0,1%. В общем, в час по чайной ложке. Не приходится удивляться, что в июле 2024 года десяток куриных яиц в среднем стоил 107 рублей, а ровно за год до этого — менее 70...

Действительно ли во всем виноваты торговые наценки? Они действительно высокие: за 7 месяцев составляют в среднем более 20%, а в июле были и вовсе 26%. Росптицесоюз просит ФАС ограничить наценку десятью процентами, а антимонопольщики уже изъявили желание сократить их до 5%. Чего уж там мелочиться!

Кроме того, производители жалуются на то обстоятельство, что торговые сети с большим скрипом заключают с ними долгосрочные контракты – на объемы поставок, сроки и цены. Такие договоры, на несколько месяцев вперед, необходимы предприятиям для развития -  чтобы видеть, так сказать, перспективу. Но обычно все завершается краткосрочными тендерными контрактами на 2 недели.

В торговых сетях, со своей стороны, удивляются: почему вопрос с ценами и наценками на куриные яйца поднят именно сейчас? Летом идет спад потребления яиц, россияне переключаются на арбузы, дыни, овощи и фрукты, в том числе со своих огородов.  

- На птицефабриках идет замена старых несушек на новых, оттуда по этой причине нам поступают меньшие объемы товара, - сообщает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Шамиль Магомедов. – Однако на цены это никак не влияет.

- В недостаточных темпах снижения цены Росптицесоюз обвиняет торговые сети: дескать вы не хотите заключать долгосрочные контракты с производителями.

- Мы заключаем. Но сложность в том, что сети ориентируются на дешевое куриное яйцо, чтобы оно было по карману покупателям. Дешевое поставляют те компании, у которых излишки товара и их они продают под брендом «первая цена». Вот они самые дешевые и, как правило, закупаются у разных производителей, у которых перепроизводство. Если работать с одним поставщиком, то дешевого товара в торговле никогда не будет.

- Еще производители просят отменить сетям бонусы, то есть, премиальные, за реализацию куриного яйца.

- Эта история вообще непонятная. Мы берем бонусы за реализацию некоторых топовых марок продуктов, если совместно с производителем раскручиваем товар для продвижения его на рынке. Но куриные яйца – социально значимые продукты, тем более, если они идут под маркой «первой цены». Там никаких бонусов быть не может.

В ритейле заверяют, что наценки на яйца «первой цены» составляют около 6 %, хотя им разрешается делать такую «маржу» в пределах от 10 до 15 %. И говорят, что нынешняя средняя цена (110 рублей) за десяток с небольшими отклонениями продержится примерно до конца года. А подорожания не избежать уже в 2025 году, перед Пасхой. «Оно начнется за три месяца до начала Великого Поста. Вот, когда нужно следить за ценами от производителей, чтобы у них не было ценового сговора», - говорит наш собеседник.

Между тем, в ассоциации производителей «Руспродсоюз» утверждают, что средняя торговая наценка на яйцо в июле 2024 года превысила 40 %. Оптовые цены находились на уровне 75,3 рубля за 10 штук, а розничные превышали 106,9 рубля.

Исполнительный директор ассоциации Дмитрий Востриков считает, что для стабилизации цен на яйца птицеводы должны понимать, что их бизнес не будет убыточным. 

- В ситуации я яйцом все будет зависеть в том числе от готовности сетей к заключению долгосрочных контрактов с производителями, - говорит он. – На данный момент цены на яйца продолжают снижаться и составляют в среднем 105 рублей за десяток против 133,2 рублей в начале нынешнего года. Наши участники переходят на долгосрочные договора между производителями и торговыми сетями. Самое сложное договориться о цене, комфортной для сторон или прийти к формуле, по которой цена должна корректироваться, исходя из растущей себестоимости. 

В общем, производители кивают на торговцев, а те — на производителей. Ситуация стандартная, и к интересам покупатели она, увы, не имеет никакого отношения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29349 от 28 августа 2024

Заголовок в газете: Удар по яйцам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру