Цены на бензин близки к рекорду из-за роста экспорта нефти

Поставки «черного золота» за рубеж стимулируют повышение котировок горючего

Усилия правительства, направленные на борьбу с ростом инфляции в стране, слабо отражаются на топливном рынке. Цены на основные сорта бензина в оптовом сегменте в конце августа снова приблизились к максимальным отметкам, а в первую половину сентября и вовсе рискуют выйти из под контроля регулирующих ведомств. Причины опасной тенденции заключаются в хитрой политике отечественных добывающих концернов, которые после продления запрета на экспорт готового топлива, снизили переработку углеводородов, увеличив при этом зарубежные поставки сырой нефти.

Поставки «черного золота» за рубеж стимулируют повышение котировок горючего

Вернувшись из отпуска, российские автомобилисты в осеннем сезоне рискуют столкнуться с очередным неприятным сюрпризом. Вопреки мерам, предпринимаемым ответственными за топливный сектор ведомствами, стоимость горючего на внутреннем рынке неуклонно растет и со дня на день готова преодолеть рекордные отметки.

За примером далеко ходить не надо. Котировки АИ-92 на Санкт-Петербургской товарной бирже уже зашкалили за 58,2 тысячи рублей за тонну, что стало максимумом с начала нынешнего года. В свою очередь, стоимость тонны АИ-95 и вовсе приблизилась к историческому рекорду, вплотную подтянувшись к отметке в 77 тысяч рублей за тонну. Как сообщает Росстат, в июле цены производителей на бензин выросли на 25% .

Среди главных причин, влияющих на ценовую динамику в топливной сфере, эксперты по традиции называют сезонные факторы. Потребление горючего растет как со стороны рядовых владельцев автомобилей, так и со стороны предпринимателей, задействующих в своем бизнесе значительные транспортные ресурсы. Только в августе покупки массовых сортов АИ-92 и АИ-95 в розничном и оптовом звене увеличились на 12,9%.

Ситуация на топливном рынке усугубляется летними плановыми ремонтными работами на большинстве отечественных перерабатывающих заводов, а также постоянными атаками украинских дронов на российские энергетические предприятия.

Государственные ведомства со своей стороны стараются стабилизировать ценовые всплески. В первую очередь в ход идут «ручные» законодательные механизмы по ограничению торговли горючим. В частности, в конце июля правительство продлило до сентября, а затем и до конца года эмбарго на экспорт бензина из России. Власти объяснили такой запрет необходимостью обеспечить для внутренних потребителей доступные цены на топливо как в массовом сегменте на АЗС, так и в сельскохозяйственной сфере и в других стратегически важных отраслях экономики, где широко задействованы транспортные средства. Насколько эффективными окажутся вводимые государством меры, покажет ближайшее будущее.

Между тем участники рынка называют и другие обстоятельства, негативно влияющие на стоимость дизеля, мазута и, особенно, бензина. В частности, как отмечается в письме, направленном недавно Российским топливным союзом вице-премьеру Александру Новаку, спрос на АИ-95 в стране растет быстрее, чем производство, а доля продаж этой марки на бирже не соответствует потреблению. В результате, котировки высокооктановой продукции на торговых площадках «идут вверх опережающими темпами».

«С доводами, приводимыми экспертами топливного рынка, нельзя не согласиться, - полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. - Продление ограничительного режима по экспортным поставкам готового моторного топлива вынуждает крупные производственные холдинги диверсифицировать свою работу для получения наибольшей прибыли».

Статистика подтверждает стремление отраслевых гигантов к укреплению своих доходный составляющих даже в условиях регуляторных правительственных постановлений. В первой половине 2024 года производство бензина в России снизилось на 28%. Характерно, что основное падение переработки - на 23% - пришлось на июнь-июль, когда нефтяники уже поняли, что долгосрочного эмбарго на экспорт готового топлива не избежать.

В то же время зарубежные отгрузки сырой нефти, на которые не распространяются ограничительные меры, отличаются завидным ростом. В середине лета еженедельный экспорт «черного золота» из России вырос до максимальных по сравнению с началом года объемов. По оценке Bloomberg, каждые семь дней из портов нашей страны заграничным покупателям уходит не менее 35 танкеров, в которые загружается более 25 млн баррелей нефти, причем в последние недели прирост поставок составляет примерно 4,5 млн «бочек».

«Очевидно, что ведущие отечественные энергохолдинги в будущем предпочтут придерживаться осуществляемой сейчас тактики, сдерживая собственные перерабатывающие мощности и наращивая экспортные поставки сырой нефти, - предупреждает Суверов. - Следовательно, нашему внутреннему рынку стоит приготовиться к дальнейшему росту цен». По прогнозам эксперта, в розничном сегменте годовое повышение стоимости бензина вряд ли выйдет за пределы инфляции. Главным образом, подорожание топлива коснется крупных потребителей. «Однако не стоит забывать, что последние, скорее всего, заложат дополнительные расходы в стоимость собственных товаров и услуг, поэтому по касательной рост цен на сырьевых биржах ударит фактически по каждому россиянину», - полагает наш собеседник.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру