Депутаты хотят вернуться к долгосрочной тарифной политике — устанавливать плату за водоснабжение, электроэнергию, вывоз мусора и другие коммунальные услуги сразу на пять лет, с учетом их ежегодной индексации. По словам доцента базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Осянина, это означает, что тарифы будут действовать в течение этого периода, но каждый год они будут корректироваться с учётом инфляции или других факторов, влияющих на стоимость предоставления коммунальных услуг.
Согласно рекомендациям, проект федерального закона должен быть подготовлен к 1 марта. За документ отвечают Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минстрой, Минэнерго, Минэкономразвития и комитет Госдумы по защите конкурентной политики.
Сейчас тарифы ЖКХ регулирует государство. Правительство устанавливает «потолок» для каждого региона (обычно на уровне инфляции), выше которого местная администрация не должна увеличивать тарифы. ФАС отслеживает выполнение данных требований. При этом ежегодно с 1 июля тарифы индексируются. В настоящий момент ставки планируются на 3-5 лет, однако все равно они ежегодно корректируются по нескольким параметрам. Все это мешает своевременно проводить модернизацию инфраструктуры, становится препятствием в привлечении представителей бизнеса к данным проектам и плохо влияет на работу ресурсоснабжающих организаций. При введении долгосрочных тарифов в сфере ЖКХ инвесторам будет проще посчитать свою экономическую выгоду. Именно ради их удобства депутаты и хотят вернуться к установлению тарифов на пятилетку. Как напомнил председатель «Союза жилищных организаций» Константин Крохин, программа модернизации ЖКХ рассчитана на 4,5 трлн рублей, согласно распоряжению президента РФ. Однако из бюджетных источников поступит только 1,5 трлн рублей. Ответить на вопрос, откуда возьмутся ещё 3 трлн рублей, и призвана данная инициатива депутатов: в отрасль хотят привлечь инвесторов. Однако сделать это будет достаточно сложно, потому что на описанных условиях им будет трудно проектировать финансовые модели. Если кто-то захочет вложится, скажем, в водоканал или в генерирующие мощности, то точно сказать, каким будет тариф по данным услугам через пять лет, он не сможет. По идее, предложение депутатов как раз рассчитано на то, чтобы инвесторы смогли это сделать, но оговорка о ежегодной индексации снижает возможности планирования. «Коллеги посчитали, что за пару лет ставка ЦБ РФ менялась 18 раз, соответственно, о каком долгосрочном финансовом планировании может идти речь, если у нас финансовая ситуация нестабильна?» — интересуется эксперт. Сама ориентация властей на долгосрочное планирование — это хорошая тенденция. Однако сделать прогноз максимально приближенный к реальности вряд ли у кого-то получится. Школа планирования была разрушена после развала СССР. Сейчас хотят вернутся обратно, но пока многие хорошие инициативы красиво звучат, а исполнение их страдает, отметил Крохин.
Переход к более плавной системе индексации тарифов выгоден и для системы ЖКХ, поскольку позволяет поддерживать экономическую эффективность услуг и сохранять сотрудников. По словам профессора Финуниверситета при Правительстве РФ Александра Сафонова, попытки повышать тарифы на ЖКХ более медленными темпами чем инфляция и рваными периодами приводят лишь к негативным последствиям. Во-первых, организации ЖКХ в этом случае вынуждены ухудшать качество оказываемых услуг и замораживать оплату труда, а это влияет на обеспечение кадровым потенциалом. Во-вторых, последующая индексация осуществляется сразу на очень высокий процент. Например, в текущем году предельный рост тарифов в Забайкальском крае составляет 15%, в Москве — 11%, Татарстане — от 10 до 15% в зависимости от конкретного района. Такое разовое повышение очень чувствительно для населения. По итогам 2023 года в среднем по РФ доля расходов населения на ЖКХ составляла 10%. Данная инициатива не сможет предотвратить дальнейших рост стоимости услуг ЖКХ, но сделает этот рост более плавным и прогнозируемым, уверен ученый.