С письмом в адрес вице-премьера Александра Новака обратился вице-спикер нижней палаты Борис Чернышев. Он указал на необходимость «стабилизации внутреннего топливного рынка, снижения цен на АЗС и обеспечения устойчивого снабжения стратегически важных отраслей экономики бензином и дизельным топливом». В документе сказано, что для реализации механизма квотирования необходимо учредить правительственную комиссию, которая будет заниматься ежеквартальной разработкой квот, «исходя из меняющихся потребностей» рынка. Для компаний, не выполняющих установленные нормативы, предлагается ввести штрафные меры.
По словам Чернышева, поскольку российским производителям топлива зачастую выгоднее продавать свой товар за рубеж, они провоцируют дефицит внутри страны, в итоге страдает отечественный потребитель. Который должен стать для бизнеса абсолютным приоритетом.
С начала июля оптовые цены на бензин АИ-95 выросли на 12,2%, до 72,5 тысяч рублей за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Что касается розничных цен, они, по словам главы Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, растут в пределах официальной инфляции в 9,2%. Ситуация с ценообразованием обсуждалась 29 июля на совете Госдумы и в Минэнерго. Собравшиеся напомнили о идущих сейчас плановых ремонтах на НПЗ, о проблемах с логистикой и железной дорогой (ограниченная пропускная способность): часть заводов просто не может вывезти топливо, что ведет к снижению производства и сокращению поставок на внутренний рынок.
В свою очередь, спикер парламента Вячеслав Володин поручил провести расширенное заседание думского комитета по энергетике и пригласить на него с докладом Павла Сорокина, первого заместителя главы Минэнерго. В сентябре 2023 года, в разгар тогдашнего топливного кризиса, Сорокин выступил перед депутатами, назвав «серый экспорт» в качестве одной из причин дестабилизации рынка: его недобросовестные участники перепродавали топливо за границу по запредельно спекулятивным ставкам, - разница между внутренней ценой и экспортной альтернативой превышала 20 тысяч рублей на тонну.
«Сегодня основная причина роста топливных цен - высокая инфляция, проблему которой квотирование, разумеется, не решит, - говорит финансовый аналитик Федор Сидоров. - Никак не скажется эта мера и на ситуации с плановыми ремонтами НПЗ: в этот период выпуск бензина всегда снижается, а цены, соответственно, растут. Нефтяные компании воспримут введение квот как посягательство на свободу действий и постараются найти способы обойти ограничения, например, подняв цены на другие товары и услуги».
На взгляд аналитика, инициатива явно спорная, требующая эффективного контроля и регулирования со стороны властей. Перспективы ее реализации будут во многом зависеть от политической воли правительства.
«Предложение увеличить долю продаж бензина на бирже с 13% до 20%, чтобы сдержать рост цен, является абсолютно нормальным, - отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Вопрос давно находится в подвешенном состоянии: ранее его неоднократно ставили и участники топливного рынка, и Федеральная антимонопольная служба. Что касается квотирования, мера не выглядит очевидной: отгрузки топлива для аграриев идут в штатном режиме, никакого критического дисбаланса нет ни на оптовом рынке, ни на розничном — на АЗС. Кроме того, не ясен сам принцип: как и при каких условиях вводить квоты — это могут быть любые переменчивые факторы, связанные с погодой, с состоянием уборочной техники, с рентабельностью хозяйств, с чем угодно».