В Fitch, входящем в тройку ведущих мировых рейтинговых агентств, ожидают, что Украина не будет обслуживать внешний долг, в том числе выплачивать купоны по евробондам с погашением в 2026 году, до достижения окончательного соглашения с держателями облигаций. При анализе ситуации в агентстве руководствовались представлением о том, что в 2024 году дефицит бюджета Украины останется высоким и составит 17,1% ВВП, зависимость от внешнего финансирования будет повышенной, а долг увеличится до 92,5% ВВП без учета нынешней реструктуризации.
Напомним, что в августе заканчивается отсрочка от выплат Украины частным держателям облигаций, однако в связи с высокими военными расходами Киев пытается снизить финансовое давление и ведет переговоры с заемщиками. В частности, 22 июля премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что власти страны достигли договоренности по поводу реструктуризации внешнего долга государства на $20 млрд, которые предусматривают списание 37% объема долга.
«Понижение долгосрочного рейтинга дефолта эмитента Украины в иностранной валюте отражает мнение Fitch о том, что достигнутое 22 июля принципиальное соглашение между правительством и некоторыми держателями еврооблигаций об условиях реструктуризации долга означают начало процесса, подобного дефолту», — отмечается на сайте агентства.
Одновременно в Fitch считают, что большая гибкость обменного курса, надежный набор политических мер и продолжающаяся официальная поддержка в соответствии с программой Международного валютного фонда (МВФ) уменьшают риски для макроэкономической и финансовой стабильности страны в ближайшей перспективе. Ряд экспертов утверждают даже, что и в случае дефолта, Киеву не грозит полная потеря финансирования, потому что Украина получает средства по другим каналам. Но после завершения боевых действий страна столкнется с проблемами при привлечении иностранного капитала.
«Западные аналитики правы, но речь идет о дефолте на горизонте пяти лет, — считает независимый финансовый эксперт Андрей Верников. — Проблема заключается в смене элит на Западе. Новые элиты не связаны обещаниями с Киевом, поэтому поток западной помощи уменьшится». Экономика Украины разрушается уже давно. По факту в стране нет бесперебойного централизованного электроснабжения, поэтом перезапуск многих отраслей проблематичен. Также наблюдается острый дефицит кадров. То, что Украина получит замороженные резервы России, находится под большим вопросом, скорее их заберет Запад за уже поставленное вооружение. «По факту дефолта Запад получит еще больше земель Украины, — полагает Верников. — Это самое ценное». Выгода России не очевидна. Разве что кредиторы надавят на Киев для того, чтобы сохранился трафик газа из России через ГТС Украины в ближайшие годы, что для Москвы выгодно, отметил финансист.
По мнению члена наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александра Разуваева, Украина объявит дефолт в августе. Это, конечно, не дефолт России в 1998 году, но там и так всё плохо, причем до такой степени, что живущие внутри страны украинцы могут даже не почувствовать изменений. «Единственная надежда Украины — получить наши резервы с Запада, но тот вряд ли на это пойдёт, ведь это откровенное воровство и все, в том числе союзники и партнеры США и «большой семерки», это увидят, — уверен аналитик. — Чтобы избежать дефолта можно также пойти на списание долгов под предлогом того, что Украина — жертва российской агрессии. Но и на это Запад вряд ли пойдет, поскольку у власти там прагматичные люди, умеющие считать собственные деньги. Выходом из ситуации может быть передача территорий в счет уплаты долгов. Речь идет о западных землях: Львов отойдет Польше, венграм — кусочек, румынам тоже. Такой сценарий не исключен, так что посмотрим».
Дефолт означает невозможность обслуживать свои обязательства. «В ряде случаев государства могут объявлять технические дефолты, что не означает дефолта фундаментального, — напоминает экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — В любом случае, такие сигналы негативны. Они указывают на структурные сбои в фискальной и экономической политике». Списание части внешнего долга Украины международными кредиторами вряд ли может трактоваться как предпосылка для дефолта, поскольку это происходит в рамках диалога и при посредничестве дипломатов. Списание 37% внешнего долга Украины, напротив, делает обслуживание остальной части задолженности более возможным и своевременным.
В ряде случаев рейтинговые агентства принимают превентивные решения, так как смотрят на вопрос достаточно глобально. Но Запад попросту не допустит дефолт Украины — это серьезный репутационный и экономический момент в противостоянии с России. Ну а для нашей страны гипотетический дефолт Украины не имеет особенного финансового значения в текущих условиях, уверен Лобода.