Напомним: с 1 февраля 2024 года маткапитал составляет 630,4 тыс. рублей на первого ребенка и 833 тыс. рублей на второго. Россияне, которые уже получили сертификат на первого малыша, имеют право на доплату в размере 202,6 тыс. рублей, если у них появится еще один ребенок. По данным Соцфонда РФ за 16-летнюю историю выплат маткапитала в нашей стране, было выдано 14 млн сертификатов. Только с начала 2024 года граждане оформили их 239 тыс. раз.
Чаще всего полученные таким образом средства тратятся на улучшение жилищных условий. С момента запуска программы в 2007 году для покупки и строительства жилья средствами воспользовались 9,1 млн семей. На оплату образования детей — детских садов, школ и других образовательных услуг — средствами сертификатов воспользовались 2,1 млн родителей. Кроме того, россияне охотно оформляют получение ежемесячной выплаты из маткапитала на детей до 3 лет. Такую поддержку получили 1,14 млн семей. Помимо перечисленных целей, законом также разрешается тратить средства маткапитала на накопительную пенсию родителей и покупку товаров и услуг для социальной адаптации детей с инвалидностью. А теперь, согласно свежему указу Путина, средства маткапитала могут быть потрачены на строительство жилого дома по договору строительного подряда с использованием эскроу-счетов.
На очереди и другие инициативы. Так, в Госдуме предложили разрешить многодетным семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов, приобретать на материнский капитал автомобиль. Средства на эту цель можно будет направить по частям или в полном объеме. Купить предлагается как новый, так и подержанный автомобиль. Как указала доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская, в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Орловской, Новосибирской областях уже есть опыт использования регионального материнского капитала на покупку автомобиля, однако лишь для тех семей, в которых родился третий ребенок и выполнено условие о проживании в данном регионе в течении определенного периода. В Ростовской и Тульской областях ценза оседлости нет, но также возможность купить авто на материнский капитал предоставляется после рождения третьего ребенка. В Якутии и Камчатском крае возможность приобрести авто на региональный материнский капитал появляется уже с рождением первого ребенка. Теперь этот подход хотят применять и на федеральном уровне.
«Идея использовать маткапитал на покупку автомобиля — правильная, — уверен профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Размера маткапитала для покупки жилья уже недостаточно, а вот автомобиль в семье — очень важная вещь». Во-первых, его наличие расширит возможности для трудоустройства одного из родителей на более выгодные рабочие места, которые недоступны из-за отсутствия у семьи общественного транспорта. Во-вторых, более доступным становится медицинское обслуживание в сельской местности. В-третьих, семья получает большие возможности для культурного развития и туризма, подчеркнул ученый.
Нынешний законопроект — не первая попытка разрешить тратить маткапитал на покупку автомобиля. Но ранее подобные инициативы отвергались из-за опасений «обналичивания» сертификатов после продажи купленной машины, а также из-за того, что собственником становится один из родителей, что не всегда учитывает интересы ребенка. Кроме того, непонятно, что будет с собственностью в случае, например, попадания машины в ДТП. Однако в этот раз законодатели постарались учесть практически все замечания. «Я вижу только риск утраты автомобиля в следствие ДТП, но его можно нивелировать обязательным страхованием и ограничением на продажу не менее 5 лет», — отметила председатель Ростовской областной коллегии адвокатов «Паритет» Надежда Швырева.
Принятие закона повлияет не только на жизнь семейных россиян, но и на ситуацию на автомобильном рынке — указывают эксперты. Ведь на установленный размер маткапитала в принципе невозможно купить иностранный автомобиль, а на машину российского производства придется добавлять свои средства. «В случае принятия данного законопроекта в России резко возрастёт потребительский спрос на автомобили, произведённые внутри страны, — указывает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — На этом фоне темпы роста их стоимости начнут ускоряться и, скорее всего, превысят среднегодовые темпы инфляции в стране. Вслед за отечественными автомобилями стоимость понемногу начнут поднимать и на иностранные авто». В результате есть риск возникновения ускоренных темпов роста цен на рынке авто, считает аналитик.