В шоколадных плитках становится все меньше шоколада: почему производители "химичат"

На мировом рынке резко подорожали какао-бобы

Для кондитерских отделов в магазинах настала эпоха турбулентности: меняются названия, состав и вид сладостей. Причина проста: на мировом рынке резко подорожали какао-бобы, и чтобы конфеты и шоколад остались доступными, производителям и продавцам приходится «химичить». Как меняются привычные сладости и где теперь искать натуральный шоколад — выяснял «МК».

На мировом рынке резко подорожали какао-бобы

Вид полок с шоколадом и другими сладостями в супермаркетах на первый взгляд остается привычным: даже большинство марок сладостей с российского рынка не ушло. Однако те, кто покупает кондитерские изделия постоянно и вглядывается в ассортимент, заметили: исчезли привычные акции на шоколадки (прежде всего молочные), зато появилось множество новых сортов с умопомрачительным разнообразием начинок. «Чистый» (или с орехами) шоколад классического состава найти все труднее, а цена на него растет.

— Один из примеров того, как держать цены на шоколад предельно низкими, — продавать продукт, в котором доля собственно шоколада меньше, чем доля различных начинок из максимально недорогих ингредиентов, — отмечают аналитики telegram-канала «ПродуктМедиа». — Арахис, вафли, карамель, растительный жир — эти ингредиенты в составе и дают возможность продавать такую продукцию по выгодной цене.

Такие плитки — фактически растительный жир с арахисом/вафлей или еще чем-то, лишь покрытый шоколадной пленкой, подчеркивают эксперты. Но запрета называть такого рода продукцию именно шоколадом нет, поэтому производитель формально никого не обманывает, указывая, что внутри молочный шоколад.

Причину производители указывают самую очевидную: резкое подорожание какао-бобов. За последний год этот колониальный товар подскочил в цене более чем втрое, причина — неурожай в странах Западной Африки, где выращивается основная часть мирового какао. Биржевая стоимость сырья побила полувековой рекорд.

В результате некоторые производители кондитерских изделий даже приостановили выпуск своих недорогих линеек. А там, где спрос это позволяет, увеличиваются цены: в рознице речь идет о росте на 10–20%, а промышленный шоколад вовсе подорожал на 20–50%, рассказали в «ПродуктМедиа».

— Времена, когда шоколадки известных брендов продавались по бесконечным промоакциям, подошли к концу, — констатирует аналитик продовольственного рынка Михаил Лачугин. — Точнее, акции остались, но ценники там уже другие. И именно на бюджетных позициях рост цен будет ощущаться особенно сильно.

По словам эксперта, просто переписать ценники в условиях диктата крупных сетей у производителей не получается. Тем более что резкое повышение отзовется на спросе. Поэтому приходится удешевлять производство. «Уменьшение веса, изменение состава, увеличение доли различных начинок на основе растительного жира, джемов и цукатов», — перечисляет Лачугин.

Покупатели же в отсутствие акций и привычных невысоких цен постепенно переориентируются на другие сладости, подешевле. «Если раньше шоколадные батончики и плитки были главным хитом, то в этом году лучше всего берут вафли, в том числе в глазури, — рассказала «МК» товаровед московского подразделения федеральной розничной сети. — Рост не меньше чем на треть. Появляются новые бренды, как российские, так и зарубежные. Но главный аргумент, конечно, невысокая цена».

Глазированные вафли в советские времена продавались обычно в формате вафельных тортов и считались недорогой и долгохранящейся альтернативой настоящих, кремовых тортов. Сейчас они конкурируют с шоколадными батончиками и плитками — и тоже выигрывают конкуренцию.

Что же касается привычных ранее шоколадок, то они остаются в продаже, но постепенно превращаются в премиум-продукт. И одновременно удешевляются по вышеуказанным методам. Так, на стеллажах с модными квадратными шоколадками можно увидеть полный спектр начинок, а вот классические сорта этой же марки стоят уже далеко за 200 рублей и часто заключаются в боксы-антикражи.

В целом же продажи шоколада стагнируют: только за два месяца, март и апрель этого года, продажи развесных шоколадных конфет в натуральном выражении сократились почти на 10%, фигурного шоколада — на 3,4%, ассорти из шоколадных конфет — на 1,9%, плиток — на 1,7%, отмечает «ПродуктМедиа». Замена этим сладостям — те самые вафли и печенье.

При этом недоступным настоящий шоколад не будет, уверен Михаил Лачугин. «Возможность купить качественный шоколад сохранится в любом случае, вопрос только в цене, — заключает эксперт. — Конечно, плитку за 50 рублей мы уже не купим, за 100 рублей уже тоже нет, а вот по ценам от 200 рублей за 100-граммовую плитку мы получим качественный продукт».

Правда, все это означает, что таких шоколадок уже не будет в массовых продуктовых магазинах. В сетях недорогого сегмента по-прежнему все решает цена, и значит, там будет царство сладких плиток с добавками. А за чем-то покачественнее придется идти в фирменные магазины. Совсем как в советские времена, когда настоящий кофе покупали только на Мясницкой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29316 от 12 июля 2024

Заголовок в газете: Жадина — плохая шоколадина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру