Давайте разберемся, в чем же суть предлагаемых правительством поправок и насколько они меняют базовый сценарий принятого Госдумой в первом чтении законопроекта.
И начнем с одного из самых обсуждаемых моментов налоговых изменений для малого бизнеса, а именно – вопросов внедрения уплаты НДС для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Безусловно, нам еще предстоит адаптироваться к новым условиям исчисления и уплаты НДС в формате УСН, но уже сейчас правительством скорректирована важная позиция, во многом вызвавшая самую острую реакцию на базовый вариант законопроекта.
Речь идет о субъектах малого предпринимательства, применяющих упрощенную системы налогообложения с оборотом менее 60 миллионов рублей в год. В первоначальном варианте подразумевался механизм специального уведомления налоговых органов о том, что бизнес не попадает в данный критерий и, соответственно, не должен выступать в качестве плательщика НДС. Естественно, такой подход, а именно, – понуждение к дополнительному взаимодействию с налоговыми органами в случае, совсем не обязательном в условиях информационной и цифровой обеспеченности налоговых органов, – вызвал недоумение в среде налогоплательщиков.
И вот, в рамках поправок ко второму чтению законопроекта правительство предлагает отказаться от такого рода уведомлений и настроить работу по администрированию плательщиков УСН с оборотом менее 60 миллионов рублей в автоматическом режиме. Таким образом, снимая проблему взаимодействия с данной категорией налогоплательщиков и, главное, исключая потенциальные риски и нагрузку от вовлечения их в систему уплаты НДС. Отрадно, что государство услышало бизнес в этом вопрос.
Важной составляющей поправок выступила корректировка налоговых преференций в сторону их расширения для IT-сектора и инновационной деятельности. Вдогонку к уже зафиксированным в базовом варианте законопроекта налоговым преференциям поправки дают возможность применения к расходам на права пользования российскими программами для ЭВМ повышенного коэффициента «2». Это формирует более привлекательные условия использования отечественных программных продуктов за счет фактического уменьшения ставки налога на прибыль.
Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставляется регионам право в период 2025–2030 годов вводить пониженные ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет для малых технологических компаний. Это происходит наряду со снятием ограничений по видам НИОКР, по расходам на которые применяется повышающий коэффициент. Что опять в достаточной мере выступает инструментом налогового стимулирования инновационного развития малого бизнеса.
И традиционно правительство выступило с предложением налоговой поддержки IT-сектора. Так, поправки к законопроекту закрепляют пониженные ставки по налогу на прибыль в размере 5% для ИТ-компаний до 2030 года. Кроме того, предоставляется возможность применения для IT-компаний льгот при реорганизации в форме выделения. Еще одно решение касается расширения для организаций радиоэлектронной промышленности перечня доходов, которые учитываются для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Доработка законопроекта произошла и в части вопроса наполняемости местных бюджетов. Правительство решилось пойти на преобразование действующего сегодня в достаточно ограниченном режиме (с точки зрения территориальной применимости и политики управления собираемости) курортного сбора в туристический налог. При этом именно муниципальные власти, исходя из актуальности, будут определять и размеры ставок и, собственно, саму целесообразность установления туристического налога.
Предусмотрен весьма конструктивный подход к плавному внедрению в налоговую практику данного налога через механизм постепенного увеличения ставок: ставка налога будет расти постепенно, начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по 1 процентному пункту в год до 2029 года (с 2029-го и далее не выше 5%). Сам налог будет зачисляться в местные бюджеты, по месту нахождения гостиниц, формируя дополнительный источник местных налоговых доходов, что, безусловно, должно оказать благоприятное влияние на развитие муниципальных образований.
Крайне важно, что сразу же определены отдельные категории граждан, для которых налог не будет включаться в стоимость гостиничных услуг (среди них – участники специальной военной операции, инвалиды I и II групп и другие категории). В свою очередь, местным органам власти предоставляется право расширять перечень категорий граждан, по которым туристический налог взиматься не будет.
Нельзя не упомянуть поправки в части налога на доходы физических лиц. Сохраняя общую концепцию прогрессивного налогообложения, заложенную в базовом варианте, правительство предложило увеличить налоговый вычет за сдачу норм ГТО до 18 тысяч рублей.
Также поправками выравниваются условия исчисления НДФЛ по цифровым финансовым активам с операциями по ценным бумагам – ставки НДФЛ по доходам по цифровым финансовым активам ограничиваются 15%.
Кроме того, стоит особо отметить предложение президента России по доработке налогового вычета для семей с детьми, чей семейный доход не превысил 1,5-кратного размера прожиточного минимума в расчете на одного члена семьи.
Так, президент России предложил предоставлять такой вычет в первоочередном порядке относительно других налоговых вычетов. Стоит пояснить, в чем ключевой позитив этого предложения. Все дело в срочности предоставления нового вычета по НДФЛ, и наоборот, бессрочности некоторых вычетов, но которые оказывают существенное влияние на сумму возврата налога, например, имущественного вычета при приобретении недвижимости.
И теперь, в соответствии с предложением президента России, сначала будет осуществляться реализация нового вычета, что не позволит ему «сгореть», а уже потом имущественного, который к слову, напомним, может возвращаться неограниченное количество налоговых периодов.
Несомненно, эта инициатива призвана дополнительно повысить налоговую справедливость в системе налоговых правоотношений государства и семей с детьми. Многодетным семьям гарантирован возврат 7% НДФЛ вне зависимости от всех вычетов, которые они получают.
Безусловно, последующая правоприменительная практика привнесет еще много запросов на доработку внедряемых налоговых изменений, в том числе в части практического применения и развития практики налогового администрирования.
Однако общий вектор развития налоговой политики виден не только в базовой концепции законопроекта, но и в представленных правительством поправках. А именно: развитие налоговых стимулов инвестиций в отечественную экономику, решение проблем бюджетной сбалансированности и, конечно, повышение налоговой справедливости.