Откровения риелтора: нет смысла платить за ипотеку 150 тысяч, дешевле снимать

Рынок недвижимости встал после отмены льготной ипотеки

С 1 июля льготная ипотека закончилась официально. Хотя заявки на нее перестали принимать еще неделю назад. По прогнозам экспертов, в ближайшие полгода стоимость квартир в России должна упасть в несколько раз.

Рынок недвижимости встал после отмены льготной ипотеки

Новые конские проценты по ипотеке никого не устраивают. У людей не осталось живых денег, чтобы покупать недвижимость за наличные. Риелторы предрекают масштабный ипотечный апокалипсис, который обрушит рынок.

Незадолго до того, как банки перестали принимать заявки на льготную ипотеку, аналитики опубликовали примерный будущий платеж за новую однушку в Москве (при условии 30-процентного взноса): по мнению специалистов, тот вырастет примерно в 2,5 раза и составит порядка 160+ тысяч рублей в месяц. Другие эксперты по недвижимости, впрочем, уверяют, что цифры немного преувеличены, но порядка 100 тысяч рублей в месяц (за однокомнатную!!!) придется отдавать все равно.

Наталья Р. — риелтор. Кстати, многодетная мама и сама с ипотекой знакома не понаслышке. Сейчас, если честно, хватается за голову и не знает, что будет дальше.

«Я честно говорю своим, кто собирается сейчас брать ипотеку: не имеет смысла. Переплатите минимум в 2,5 раза. Так, двухкомнатная квартира в подмосковной Сходне обойдется в 86 тысяч ежемесячно. А если точно такую же снимать, то всего 35», — объясняет риэлтор.

Ранее новостройки были немного дороже вторичного жилья, но за счет низкой ставки по ипотеке (6,4-8%) оставались доступными для покупателей. Теперь, когда субсидии отменены, а ставка выросла в три раза, новостройки сравняются по цене со вторичкой.

Такой вот парадокс, ставка растет, а цены падают. Никто не хочет пока ни продавать по заниженной цене, ни покупать по завышенной.

Наталья считает, что собственники недвижимости, выставленной на продажу, просто не успевают за падением цен, поэтому снижают слишком мало и поздно, не понимая, что завтра цена упадет еще ниже.

«Да, это все из-за того, что отменили льготную ипотеку. Двушка, которая до нового года стоила 11, не продается и за 9. На Фрунзенской отличная квартира всего за 22 миллиона никому не нужна. Одна моя двухкомнатная квартира в Немчиновке продалась только после снижения цены на полтора миллиона, и продавцы чуть не прыгали от радости, потому что иначе бы она вообще не ушла», — поясняет она.

— Ставки по обычной ипотеке стали по 18%, но ведь семейная ипотека, как нам пообещали, осталась?

— Так там тоже под 12% дают займ, причем условия ужесточились. Так, к примеру, нельзя приобрести квартиру без первоначального взноса в 30% от стоимости, учитывается также возраст детей, ну и так далее, — говорит Наталья.

— На первоначальный взнос можно наскрести, продав старую квартиру.

— В том-то и дело, что продать что-то по нормальной цене на падающем рынке почти невозможно. И люди это тоже понимают, и многие, кому не к спеху, предпочитают пока не покупать жилье, ожидая еще большего снижения цен, и не выставляют свое жилье на продажу, так как надеются, что цены вырастут. Получается противоречие. Сделки встали. Уже прямо видно, как сокращается количество предложений. Готовы демпинговать только те, кому деньги нужны срочно, самим кредит гасить или на лечение. Вы не представляете, как зато изощряются покупатели. У нас недавно одна дама настояла, чтобы в квартире на вторичном рынке, которую она купила, осталось вообще все.

— Техника и мебель?

— Не просто техника и мебель, но даже и ароматические диффузоры в туалете и мыло в ванной. Она всю обстановку переписала! Продавцам удалось спрятать и увезти только памятный семейный сервиз. Сказали, что разбился.

— А зачем ей это?

— Потому что могла. Там дорогая квартира, все по фен-шую. У нее были наличные деньги, не ипотека, и она могла с бывших хозяев потребовать что угодно, хоть на колени встать. И люди были согласны на любые унижения, так как иначе они свою квартиру вообще бы не продали.  Тут еще один момент появился, которого раньше не было. Нотариусы отказываются заверять сделки, если те проводятся по генеральной доверенности, выданной в недружественной стране. Например, владельцы квартиры два года назад уехали в Европу, теперь они свою собственность выставили на продажу и даже готовы несколько сбавить цену, лишь бы от нее избавиться, вот только дистанционно они ее не продадут. Нотариусы заявляют, что ни один специалист не возьмет на себя такой риск, как заверить документы, выданные в недружественной стране, потому что никто не знает, как это может аукнуться. Вот с такой формулировкой.

— Чего ждать дальше?

— Да чего угодно. Поэтому в нашей стране можно жить только здесь и сейчас, одним днем. У меня был недавно покупатель. Он бывший мигрант. Приехал сюда много лет назад, начинал дворником. А сейчас у него свои торговые точки. Взял дом за 10 миллионов в Подмосковье. Он говорит, что после жизни в России ему уже ничего не удивительно и не страшно.

Впрочем, есть мнение, что не все так плохо, и рынок будет спасен.

«Как только серьезно упадут продажи, а это очевидно произойдет после введения новых ставок, застройщики тоже опустят цены. Уже сейчас предлагаются очень привлекательные ранее закрытые варианты. Многие продают новостройки не с голым бетоном, а с отделкой white box и готовой кухней с техникой. Потому что все понимают, что обычный среднестатистический гражданин не в состоянии платить в ипотеку не то, что 166 тысяч, но даже 100 тысяч рублей в месяц», — считает экономист Олег Силкин, эксперт в сфере недвижимости.

Еще одно вроде бы позитивное нововведение: с 1 июля Путин разрешил гражданам самостоятельно продавать ипотечное жилье. Его владельцы ликуют. Ибо раньше выставлять такие квартиры на торги могли только сами банки и не по самой выгодной цене.

«Новый закон позволит продать квадратные метры в залоге по цене, как минимум, близкой к рынку, а не за «шапку сухарей», как было это раньше. До настоящего времени дисконт на такую недвижимость составлял порядка 30 процентов и больше», — рассказала Наталья Проданова, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Вместе с тем, есть обязательное ограничивающее условие, которое может сыграть не на руку заемщикам. На  проведение процедуры самостоятельной продажи залогового имущества отводится строго 4 месяца.  

«За этот срок нужно не только найти покупателя и совершить сделку, но и зарегистрировать переход права собственности, а также и полностью погасить задолженность перед финансовым учреждением», — продолжает эксперт.

Если соглашение не достигнуто, то действует обычная процедура: банк подает в суд иск об обращении залога, а квартиру выставляют на торги.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру