Задача — купить новый айфон (многие скажут, что это не вполне осмысленно в наши дни, но желающие все-таки есть). Цена этого гаджета в определенной конфигурации в привычных салонах связи — около 130 тысяч рублей. Но, оказывается, есть альтернатива: если спросить в «палатке» мобильных аксессуаров (там же обычно и ремонтируют цифровую технику), менеджер скажет, что они есть.
«Чуть-чуть придется только подождать, курьер едет час-полтора, — рассказывает Валентина, сотрудница одного из таких сервис-центров. — Зато у нас очень хорошие цены».
Действительно, после нескольких минут уточнения актуальных цен (они меняются с колебаниями курса доллара) сотрудница называет точную цифру: 108 тысяч рублей. 25 тысяч экономии — поди плохо! Согласимся, за эти деньги можно часок и подождать. Даже два: курьеры из-за московских пробок опаздывают.
Подобные цены можно было бы найти и в некоторых «нефирменных» интернет-магазинах, но там ты вынужден называть свой адрес курьеру, а кроме этого самого сотрудника доставки, контактировать по вопросам качества товара тебе не с кем. А тут все-таки все как в настоящем магазине: осмотр товара до оплаты, чеки (хотя и электронные), возможность оплаты в любой форме. И те самые две недели на возврат.
В общем, все как в магазине — только без витрины: «Спрашивайте у продавца».
— Скорее всего, речь идет о «челночных» поставках из третьих стран вроде Турции или Эмиратов, а также из Китая, это сейчас основные каналы, — рассказывает Владимир Любушкин, хозяин сервиса по ремонту смартфонов. — Признак китайских моделей — два слота для физических SIM-карт, это фирменная черта моделей для этого рынка. Параллельным импортом (а прямого сейчас, конечно, нет) занимаются и крупные фирмы, и частники. У последних большее разнообразие моделей, а цены действительно могут быть более интересными.
Цена айфонов в Китае в долларовом эквиваленте — одна из самых низких в мире. Считается, что в этой стране смартфоны американской марки не имеют того «культового» статуса, что в других регионах. При этом без таможенных пошлин ввоз товаров, разумеется, ограничен (весной этого года можно было ввезти телефоны на сумму 1500 долларов на автомобиле или поезде либо две штуки на самолете).
Но есть и маленькая хитрость: к этому числу беспошлинных телефонов можно добавить столько, сколько ты вывез из России в Китай. «Поэтому у нас сейчас стабильный спрос на старые модели б/у айфонов, их вывозят, чтобы вместо них ввезти новые, — говорит Владимир Любушкин. — Остается только убедить таможенников, что вам нужно вывезти, а потом ввезти сразу десяток трубок, но те, кто этим занимается, знают, как это делается».
Ввезя трубки в Россию, «фрилансеры» передают их оптовикам (что и понятно, не самостоятельно же заниматься их продажей). Именно так появляются те самые отсутствующие в свободном доступе таблички с актуальным наличием моделей и ценами. «Примерно та же система, что существовала с «челноками» в 1990-е годы, они также не продавали привезенное сами, а сдавали профессионалам на рынках», — вспоминает сервисмен.
При отсутствии в продаже (и в принципе в России сейчас) «белых» смартфонов Apple — разницы, как именно ввезены гаджеты, особенно нет. «Что касается гарантии, она в принципе есть, международная и не зависящая от места активации телефона, — рассказывает Владимир Любушкин. — Единственный нюанс — поменять или отремонтировать айфон бесплатно получится только там, где присутствует их производитель, то есть за границей. У нас любой ремонт тоже доступен, но, увы, только за деньги, поскольку представительство Apple у нас отсутствует и ничего не платит».
Аналогичным же образом доставляют на отечественный рынок некоторую бытовую технику, добавил собеседник «МК». Правда, в силу габаритов стиральными машинами или холодильниками занимаются все-таки не «челноки», а компании. Но принцип «если чего-то в продаже нет, спроси у продавца, может быть, можно достать» сохраняется. Вообще, живучий принцип — еще деды (смотри фильм «Берегись автомобиля») так выживали и торговали.