Счетная палата предложила оценить российские семьи на платежеспособность: кто сколько сможет платить за ЖКХ

Тарифы пока одинаковы как для бедных, так и для богатых

С 1 июля россиян ожидает очередная индексация коммунальных тарифов — в среднем почти на 10%. И по традиции эксперты заговорили о том, что оплата за ЖКХ растет быстрее наших доходов. Счетная палата предлагает разработать такую методику, которая «позволит оценить способность российских семей сполна оплачивать коммунальные услуги». С тем, чтобы максимально точно настроить адресную поддержку малообеспеченных слоев населения.  

Тарифы пока одинаковы как для бедных, так и для богатых

Можно сказать, что идея эта стара, как мир. И обсуждается в России так же часто, как в свое время дебатировались вопросы индексации пенсий работающим пенсионерам. Не далее, как месяц назад в парламенте обсуждалась инициатива снижения порога выделения субсидии с 22% от совокупного дохода семьи до 15, а то и до 10%, как установлено в Москве.

Нетрудно догадаться, что для такого ответственного шага денег в бюджете не оказалось. Ведь чего доброго, получателями подобной социальной льготы может стать полстраны. На какие тогда средства готовиться к зиме, ремонтировать котельные и содержать трубопроводы?

Между тем председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП России Константин Крохин считает, что деньги на субсидии льготникам есть. Как эксперт он утверждает, что сам коммунальный бюджет используется крайне неэффективно. И если навести порядок, то высвободится около 500 миллиардов рублей, которые как раз можно и нужно пустить на выплату субсидий нуждающимся россиянам.

Кстати, о нуждающихся. Их общее количество неизвестно. Многие наши сограждане просто не знают, что власть обязана компенсировать расходы семьи, если они превышают 22% семейного дохода. А те, кто знает, не спешат воспользоваться такой льготой. Нужно собрать много документов и походить по чиновничьим кабинетам. И такое право нужно подтверждать два раза в год.

- В позиции Счетной палаты есть скрытый посыл, - говорит эксперт проекта «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. - В сфере ЖКХ у нас действует плоская шкала тарифов: стоимость ресурсов одинакова для всех — и для богатых, и для бедных. Доступность услуг определяется по самым низкоплатежным категориям населения, что ставит под вопрос экономическую обоснованность тарифов. Классическое сравнение: литровая бутылка минеральной воды в магазине стоит 50 рублей, а очищенный водоканалом кубометр воды из-под крана - 33 рубля. Как при таком дисбалансе поддерживать инженерные сети в надежном состоянии?

Во многих странах мира за коммунальные услуги платят и по 20, и по 30 и даже более процентов от семейного бюджета. Это основная статья расходов, наряду с продуктами или медикаментами.

- Не будем равняться на другие страны. Реально снизить порог выделения таких субсидий до 15%, или, как в Москве, до 10%?

- Это давняя история. Правовых препятствий в этом направлении нет, регионы могут самостоятельно устанавливать максимальную долю расходов на ЖКХ. Однако принять такую норму на федеральном уровне, на мой взгляд, это просто благие намерения. Сегодня субсидии получают более 4 миллионов семей. А если правительство пойдет на такой шаг, то, с учетом широкого круга получателей, неясно, сколько дополнительных средств понадобится из федерального бюджета.

Субсидия рассматривается, как мера временного характера. Предполагается, что с какого-то момента человек поправит свое материальное положение и от нее откажется. Но поскольку система субсидий действуют в России в течении многих лет, то из временной она становятся уже постоянной. Она не мотивирует людей повышать свои доходы. Какой смысл получателю льготы увеличивать зарплату, если вся прибавка уйдет на оплату коммунальных услуг?

- Многие жалуются на то, что для оформления субсидии требуется собирать большое количество документов и потратить много времени. Можно эту процедуру упростить? Ведь все сведения о гражданах уже есть в базе данных. 

- Не у всех россиян есть компьютеры или Интернет. Но я согласен, что какие-то нормы для получателей можно упростить. Например, оформлять льготу не два раза в год, как сегодня, а один раз. Ведь за 6 месяцев у низкодоходной семьи вряд ли может что-то измениться. Можно не дергать одиноко проживающих пенсионеров, которые всякий раз должны доказывать свою материальную несостоятельность в оплате коммунальных услуг. Им трудно надеяться на какое-то материальное улучшение.

Я считаю, что через какое-то время в стране будет снижен коммунальный стандарт в получении субсидии. Как это произошло с индексацией пенсий работающим пенсионерам. Но сегодня не самое лучшее время снижать такой порог.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру