Известный экономист профессор Никита Кричевский сделал свой прогноз по ситуации.
— Как обычно, при любом кризисе народ закупает гречку и доллары. Что посоветуете делать?
— Совет такой: если у вас есть валюта, срочно бегите её продавать. Через неделю-другую откупите обратно по ценам, которые были вчера. Это обычная паника. Только тот, кто познал дзен, не переживает. Хотите на ровном месте получить прибыль, продавайте валюту.
— Но есть банки, которые сами продают за 200, а покупают за 50.
— Просто надо выбирать адекватные банки, а не те, кто зарабатывает на панике.
— Могут ли возникнуть в ближайшем будущем два параллельных курса? Один официальный, другой – из-под полы.
— Такое не только возможно, но и желательно. Но для безналичных расчетов. Крайне желательно было бы, на мой взгляд, субсидировать приобретение валюты для компаний, осуществляющих стратегический импорт, по более выгодному курсу.
Из-под полы никто наличную валюту продавать не станет, не те времена, сейчас есть ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконную предпринимательскую деятельность. Никто добровольно сам себя подставлять и сдавать органам не будет.
— А вообще запретить доллары могут?
— Тоже исключено.
— Не те времена?
— Конечно, не те времена. ЦБ четко дал понять, что в отношении наличной валюты абсолютно ничего не меняется, можете покупать, можете продавать. Параллельные же курсы, еще раз говорю, не только возможны, но и желательны. Потому что есть безналичные расчеты.
— Цены вырастут?
— Цены вырастут, но не критически. Импорт в цене вырастет точно. Что касается продовольствия, то тут велика вероятность того, что внутренние производители и продавцы захотят сыграть на панике. Здесь я прогнозирую, что ответная реакция со стороны государства по отношению к ним будет предельно жесткая. Полагаю, что по аналогии с Белоруссией два года назад.
— А там тогда как было?
— Ровно то же самое. И Лукашенко предупредил, если будете повышать цену на продукцию, которая производится внутри страны, то сядете. И даже пару человек для острастки посадил.
— Не получится ли, что вместо зависимости от доллара, которая никуда, кстати, не исчезла, мы еще и попадаем в прямую зависимость от юаня. Так, доля торговли китайской валюты на Мосбирже уже достигла в мае 54%. А что будет сейчас?
— Да ничего страшного не будет. У нас стабильно отлажен сырьевой экспорт. Он не проходит через биржу, а осуществляется на внебиржевых площадках. Основная часть валютно-обменных операций для наличных происходит там же путем – персональных личных договоренностей по каждой группе товаров. Если раньше продавали часть валюты через Мосбиржу, теперь будут это делать через банки. Или, например, через третьи дружественные страны менять, через подставные фирмы на те же рубли и привозить их обратно в Россию.
У нас 44% всего экспорта и так сегодня идет в рублях. То есть поставляет товар в условный Казахстан или в условную Армению, а фирма этой страны выступает дальше в качестве продавца. Показательный пример — это Турция, третий экспортер нефти в Европу по итогам прошлого года. Чью нефть они продают, если учесть, что в Турции нет нефти, как думаете?
— Российскую? Еще и накручивают наверняка?
— Правильно. Так и будет. Или вернется бартер. Как в 90-е годы. Они получат от нас тонну нефти…
— А нам в ответ пришлют тонну пряников. А так как пряники нам не нужны, то мы их поменяем на что-нибудь еще. Недаром, чтобы не мучиться с цепочками продаж и покупок, человечество давно придумало их эквивалент — деньги.
— Безусловно, такая схема первое время усложнит и удорожит международные расчеты. Но мы это уже проходили в 90-е. Чтобы все это отработать, нужно до пары месяцев. Меня вообще удивляет, почему эту санкцию ввели так поздно. Она давно напрашивалась. И наш ЦБ начал готовиться к подобному исходу еще два года назад, но каток докатился только сейчас. Так что, по большому счету, сильно ничего для простых людей не ухудшится. Кроме роста цен. Но, повторюсь, рост будет не критический.