Продажи ягод постепенно захватывают всю Москву — россыпь красоты-красноты разных оттенков можно увидеть на прилавках супермаркетов и в подземных переходах, в специальных палатках и на больших рынках, на ярмарках выходного дня и в службах доставки... Клубника, черешня, голубика или ежевика — на любой вкус. Но, увы, не на любой кошелек.
Самой демократичной признана ягода из специальных «клубничных» палаток, установленных около станций метро, — ее продают по 580 рублей за кило. Примерно такой же уровень цен удерживают крупные службы доставки — хотя там, конечно, нельзя быть заранее уверенным в качестве и даже внешнем виде ягод.
На популярном рынке на юго-западе Москвы отборную — ягодка к ягодке — и сладкую клубнику продают по 700 рублей за килограмм. Торговка с жаром уверяет, что ягода стоит того.
— Это Адыгея, там клубника уже хорошо созрела, — объясняет она. — На Кубани холоднее, оттуда будет водянистая.
— Берите, не пожалеете, — доверительно советует одна из покупательниц, ждущая своей очереди. — Здесь, у Майи, всегда недешево, но гарантированно вкусно. Хоть помидоры, хоть мандарины, хоть ягоды.
Для тех, кто все-таки не готов отдавать 700 рублей за кило клубники, есть альтернативы — например, краснодарская по 600 рублей.
Еще дороже оказалась в начале июня черешня. Правда, есть объяснение: она иностранка, она интуристка.
— Узбекистан, — охотно признается продавец небольшого магазина «Овощи-фрукты» на Пресне. — Вот эта черешня по 800 рублей, а вот эта 1100, она более сладкая.
Ярмарки выходного дня и рынки предлагают черешню в среднем по 900 рублей за кило, а вот в супермаркетах и доставках можно найти дешевле — по 650–700 рублей. Правда, и на вкус она будет похуже.
Конечно, нельзя забывать: самое начало июня для Москвы и клубники — все-таки не сезон. Ее здесь еще и не должно быть. Да и не только в Подмосковье, даже в черноземных регионах — в Орловской, Липецкой или Тамбовской областях — клубника поспеет только к концу месяца. Ну а пока что приходится учитывать расходы на логистику.
— Мне кажется, проблема излишне раздута, — отмечает эксперт по продовольственной логистике и ретейлу Иван Кузнецов. — Начнем с того, что сезонные ягоды — не продукт ежедневного потребления, это лакомство (десерт), которое всегда стоило недешево. При этом слишком дорогую ягоду просто не будут брать, а учитывая короткие сроки хранения, на нее либо будет снижаться цена либо она просто не будет поставляться. К тому же поставщиков, желающих занять нишу фруктов и ягод, очень много. Так что выбывание с рынка одних поставщиков — это окно возможностей для других.
По словам Кузнецова, поставки клубники даже в случае неурожая в ряде регионов может обеспечить дружественная нам Белоруссия, а также собственно российские регионы — Краснодарский край и Крым, которые год от года увеличивают производство ягоды. Что же касается черешни, как раз сейчас на рынок выходит крупный отечественный регион-поставщик — Мелитопольский район Запорожской области, который сейчас обладает наибольшими в стране «запасами» черешни и где как раз идет сбор урожая.
Кроме клубники и черешни есть ягоды, которые всегда считались летними деликатесами и стоили соответственно. Например, любителям шелковицы придется заплатить в среднем 2500 рублей за кило, примерно столько же будет стоить выращенная в Крыму ежевика. Популярностью вот уже пару лет пользуется голубика — ее считают настоящим суперфудом, способным удовлетворить суточную потребность в витамине С и прочих полезных веществах, и сейчас килограмм стоит примерно 1700–1800 рублей. В этом году на пике гастрономической моды внезапно оказалась жимолость — мелкие кислые ягодки, хорошо знакомые тем, кто в детстве проводил лето в деревнях. В московском супермаркете небольшая стограммовая коробочка сегодня стоит примерно 200 рублей — значит, за кило счет пойдет на тысячи. Впрочем, лето только началось — и цены еще могут измениться.
— Честно сказать, я совсем не понимаю, почему цены на черешню должны становиться заоблачными, — резюмирует эксперт Кузнецов. — Однако от этого, безусловно, выиграют такие поставщики, как Узбекистан, — понятно, что грех же не воспользоваться ростом цены. О яблоках же можно сказать, что неурожай мы почувствуем (если почувствуем) только зимой.