Как известно, к концу текущего года бюджет должен быть исполнен с дефицитом 1,6 триллиона рублей. Теперь появляются разные оценки этого норматива за период январь-апрель – от Минфина и Федерального казначейства. Разница примерно в 2,5 триллиона рублей, и ее трудно назвать арифметической погрешностью.
Оказывается, ведомства разошлись в оценке доходов. Минфин посчитал их в пределах 11,6 триллиона, тогда как Федеральное казначейство в 8,8 триллиона.
Но какой цифре верить? Казначейство свой комментарий выставило на 2 недели позже, чем Минфин. Логично предположить, что его данные более точные? Если это так, то уровень дефицита просто зашкаливает!..
Неразбериху попытался разъяснить Центробанк. Регулятор указывает, что на данные по доходной части бюджета повлиял сдвиг апрельских налоговых платежей. В казну они поступили не 28 апреля (был выходной), а только 2 мая.
В общем, по Центробанку и Минфину получается благостная картина. Все под контролем, по четырем месяцам мы вышли на ранее прогнозируемые значения дефицита. Кому же верить и на какую цифру ориентироваться? «МК» решил обратиться к независимому эксперту.
– Примерно такая же непонятная ситуация с дефицитом федерального бюджета возникла в начале 2023 года, – поясняет главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук Игорь Николаев. – Когда вводился единый налоговый счет, налоги, которые должны были поступить в казну в январе, зачислили только в феврале. Тогда тоже получился огромнейший дефицит, все спрашивали: откуда такой сумасшедший провал в бюджете взялся? А он оказался чисто арифметическим. Потом ситуация прояснилась: не все доходы посчитали. То же самое мы наблюдаем и сейчас.
По данным Минфина, помесячное исполнение дефицита бюджета с начала года шло достаточно ровно и также в пределах 1,5 триллиона рублей. Я склонен доверять объяснению Центробанка, что казначейством не были учтены доходы в апреле.
В данном случае нужно верить Минфину. Федеральное казначейство демонстрирует нам чисто бухгалтерский подход, а финансовое ведомство – выдает данные по существу.
– Если так, то по итогам года мы выйдем на плановый норматив в 1,6 триллиона рублей?
– Вот здесь не все так просто. Обнародованы данные за треть года, и мы уже фактически выбрали запланированный годовой дефицит бюджета. Хотя расходы, как известно, сильно увеличиваются именно в конце года. Следовательно, скорее всего, в запланированный показатель мы не уложимся, он будет больше.
– Ваш прогноз какой?
– Думаю, выйдем на рубеж 2-2,5 триллиона рублей. Это некритично, чуть больше прошлогоднего показателя.
Но бюджет-24 будет напряженным. Об этом говорят и последние налоговые новации в стране. Минфин не скрывает, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ и изменение налога на прибыль, в том числе, послужит и для исполнения бюджета.
– Дефицит казны как-то влияет на жизнь граждан? Почему мы должны беспокоиться об этих значениях?
– Тревожиться и не нужно, пока все в пределах нормы. Когда дефицит находится в планируемых значениях, то можно считать, что он не сильно сказывается на нас с вами. А если вываливается из этого коридора, то Минфину предстоит искать дополнительные доходы, чтобы свести концы с концами и выполнить все обязательства. Где? Заимствуя их на внутреннем рынке. Значит, для инвестиций в экономику средств остается меньше. Собственно, в условиях бюджетного дефицита доходы граждан, прибыль предприятий не растут в той мере, как хотелось бы. Отсюда и инфляция, которая никак не снижается, и слабый курс национальной валюты. Эти факторы если не прямо, то косвенно, конечно, отражаются на нашей реальной жизни.