Среди экономик с размером ВВП более $100 млрд быстрее всех развивалась Эфиопия. В 21 веке она выросла в 19,4 раза, до $160 млрд. «Серебряная медаль» в этом соревновании досталась Китаю, ВВП которого увеличился в 14,6 раза, до $17,7 трлн. А бронзовым призером оказался Казахстан: он вырос в 14,2 раз. Объем его экономики достиг $261 млрд. Далее следуют такие разные страны, как Вьетнам, Катар, Румыния, Кения, Бангладеш и Индонезия. Объединяют их разве что высокие темпы роста ВВП за последние 23 года — от 14 до 8 раз. Ну а как раз за ними и следует Россия. И это очень достойная позиция, если учесть что за спиной России остались десятки крупных экономик, и оценку эту нам выставили отнюдь не дружественные западные финансовые институты.
Опрошенные «МК» отечественные аналитики вхождение России в десятку крупных быстроразвивающихся экономик мира назвали «успехом с нюансами». Как отметил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер, всегда хочется большего, но могло быть и намного хуже: алармизм и ожидания некоторых политиков о «в клочья» разорванной экономики России не оправдались, поэтому фактическая динамика, скорее, удовлетворительная. «После начала СВО многие аналитики утверждали, что экономика России схлопнется в два раза, — напоминает член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — Но сейчас даже фондовый рынок восстановился и там основную роль играют частные инвесторы».
Однако главный «нюанс» достижений экономики нашей страны связан с её неравномерным ростом. Как указал независимый финансовый эксперт Андрей Верников, в России динамично развивается добывающая промышленность, АПК и обрабатывающий сектор. Успехи в области высоких технологий, которые дают наибольшую прибавочную стоимость, пока скромные. Не удалось создать технологического мирового лидера уровня Amazon или Nvidia. А без развития сектора высоких технологий нельзя констатировать что рост экономики России качественный. По-прежнему ситуация в российской экономике зависит от сырьевых цен и уйти от этой зависимости можно только через развитие высоких технологий. «Дальнейшая ситуация в экономике зависит от геополитической ситуации, — считает Верников. — Рост последних двух лет основан на модели государственного финансирования экономики, но возможности казны ограниченны». Надо сказать, что еще с 2020 года, пытаясь преодолеть последствия пандемии, государство активно тратило накопления. Сейчас надо выстраивать новую модель, чтобы средства государства заменили средства частных инвесторов. Если она не будет выстроена, то финансирование экономики государством уменьшится и темпы роста ВВП тоже сократятся, предупредил финансист.
При этом наша страна еще может удивить аналитиков, причем не только в МВФ или ВБ, но даже из собственных госструктур. Росстат предварительно оценил рост отечественной экономики в первом квартале этого года в 5,4%. Это совпало с оценкой Минэкономразвития, но значительно превысило данные ЦБ, ожидавшего роста на уровне 4,6%. «Страну поддерживают нефтегазовые доходы, которые за 4 месяца 2024 года выросли на 82,2%, если сравнивать с аналогичным периодом 2023 года, — отмечает руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами ИК Fontvielle Сергей Соловых. — Преимущественно этот рост произошёл за счёт высоких цен на энергетическом рынке и совершенствования налоговой политики РФ».
При этом к расчетам, основанным на ВВП, нужно относиться аккуратно, так как благосостояние людей в стране зависит от других критериев и здесь важнее отслеживать, например, долю зарплат в экономике — параметр, по которому Россия все еще сильно отстает от других развитых стран. Как отметил замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров, увеличение ВВП — не является основной устойчивого развития государства и нет необходимости к ускорению темпов выше установленных стратегическими документами государства. Принятый путь на социальное развитие страны - правильный и он не предусматривает ориентирование только на рост ВВП.